ИГОРЬ ТАЛЬКОВ ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ…

…Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Андрей Миронов, Виктор Цой, Игорь Тальков, Влад Листьев…

Все они были чем-то несоизмеримо большим, нежели Художниками. Они были лучшими из лучших. Они были цветом российской культуры. И ушли из жизни преждевременно. Явно мешая каким-то неведомым силам, сделавшим эту печальную закономерность поистине русской национальной традицией.

…Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают Высшие Миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

(И.Тальков, “Памяти Виктора Цоя”).

Завтра, 6 октября, исполняется ровно десять лет со дня трагической гибели известного российского поэта, композитора, певца, актёра – Игоря Владимировича Талькова.

Игорь Тальков был убит за месяц до своего 35-летия. Трагедия, потрясшая всю страну, произошла 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге, за кулисами с/к “Юбилейный”. Убийца до сих пор так и не наказан.

Последние годы имя Игоря Талькова всё реже и реже упоминается на страницах газет. СМИ не жалуют его своим вниманием. Можно сказать, что, собственно, и незачем. Но можно сказать иначе. Тальков оказался лучшим пророком, нежели многочисленные астрологи и предсказатели. Многое, о чём предупреждал Игорь в своих песнях, – сбылось. Многие его произведения актуальны и поныне, спустя десятилетие. Феномен этого человека так и не был до конца разгадан, равно как и всех тех, чьи имена перечислялись вначале.

Игорь предвидел свою скоропостижную смерть. Он предсказывал, что его убьют при большом скоплении народа, а убийцу так и не найдут. Как ни странно, так и получилось. А в своей книге “Монолог” он писал: “…Нельзя переходить грань Божественного терпения. Уже дважды я умирал (и это было предупреждение), но был возвращён. Третьего раза не будет, и я это знаю!”

…А может быть, сегодня или завтра

Уйду и я таинственным гонцом

Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно

Поэт и композитор Виктор Цой.

При жизни исполнилась мечта Талькова сняться в кино. В его фильмографии две картины: “Князь Серебряный” и “За последней чертой”. Несмотря на то, что тематика первого фильма была по духу очень близка Игорю, увлекавшемуся историей, сниматься он сначала отказался, прислушавшись к внутреннему голосу. Однако, уже пройдя предварительные пробы, он ставил своим отказом всю съёмочную группу в очень неудобное положение. Затрачены силы, время, деньги. Игорю пришлось сниматься, но он сильно пожалел об этом: сплошное разгильдяйство, вместо нормальных коней старые клячи, вместо шикарных княжеских одежд какие-то лохмотья, до неузнаваемости переделанный сценарий, делающий экранного героя пародией на настоящего князя. Для Талькова этот печальный дебют стал наукой: “Слушайся голоса сердца…”.

Параллельно съёмкам в фильме “Князь Серебряный” Игорь работал на картине “За последней чертой”, где играл отрицательный персонаж. Таким образом артист хотел проверить свои актёрские способности. И от съёмок этого фильма он получал больше положительных эмоций, чем от “князя”.

Когда жизнь Игоря Талькова оборвалась, создатели фильма “За последней чертой” испытали шок. Не только от его нелепой гибели, но и от потрясающего совпадения. Смерть вымышленного, экранного героя в фильме и реальная гибель Талькова оказались поразительно схожи. Загадочность совпадения усилилась, когда вспомнили, что сцена расстрела снималась в тот же самый день, что и погиб Игорь, то есть 6 октября. Только в 1990 году – ровно за год до настоящей трагедии.

Удивительные и загадочные совпадения продолжились и дальше, после смерти Игоря. В 1988 году рано утром после ночной работы Тальков гулял в районе Коломенского и увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Крест был изувечен и погнут у основания, видимо от удара о землю. На изуродованном кресте уже оставили свои “автографы” какие-то полудурки в виде “иксов” и “игреков”, но от этого он не переставал быть символом Бога. Игорь захотел спрятать крест внутри Храма, однако загаженный пол и заплесневелые стены с другими “автографами” сделали бы это святотатством. И певец два километра нёс его на себе под крышу своего дома.

В своей книге “Монолог” Тальков так писал о дальнейшей судьбе креста: “А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия, в чьем ведомстве находится охрана исторических памятников русского зодчества, вспомнит о своих обязанностях и приступит, наконец, к восстановлению Храма, как приступила Россия к реставрации душ человеческих”. И спустя год после гибели Игоря Талькова, в Храме Иоанна Предтечи вновь начались службы…

Природа мудра, и Всевышнего глаз

Видит каждый наш шаг на тернистой дороге.

Наступает момент, когда каждый из нас

У последней черты вспоминает о Боге.

Трагедия в Санкт-Петербурге десять лет назад до сих пор остаётся загадкой.

С первого подозреваемого – криминального авторитета Игоря Викторовича Малахова, промышляющего тогда квартирными кражами и разбоями, обвинения были сняты, благодаря проведению перекрёстного допроса и следственного эксперимента. Экспертиза показала, что Малахов, якобы, не причастен к роковому выстрелу. Достаточно влиятельный в определённых кругах экс-бойфренд певицы Азизы, а вовсе не её телохранитель, как почему-то все считали, сумел каким-то чудом доказать, что из трёх прозвучавших выстрелов он сделал лишь два. Да и те – мимо.

Вторым обвиняемым (и по сей день) является бывший администратор Талькова Валерий Шляфман. Но поскольку через несколько месяцев после трагедии Шляфман эмигрировал в Израиль, следствие пришлось остановить. У России с Израилем на тот момент не было подписано правовых документов о выдаче преступников или подозреваемых лиц. Хотя все необходимые нормативно-юридические акты между нашей страной и Израилем были подписаны в мае 1997 года.

Два сотрудника российской прокуратуры всё-таки посетили Землю Обетованную, чтобы приватно встретиться с экс-администратором. Однако, несмотря на то, что такая возможность у них была, представители Фемиды почему-то не воспользовались ею. Странно… Ещё более странным это выглядит в контексте того, что следователю, ведущему дело об убийстве Игоря Талькова, неоднократно раздавались звонки с угрозами от отца и гражданской жены Валерия Шляфмана с требованиями прекратить дело…

Несмотря на все эти детали вдова артиста Татьяна Талькова, судя по всему, не считает Шляфмана виновником гибели своего мужа. Вполне возможно, что у неё есть на то веские причины. Вот и получается, что если Валерий Шляфман, который, естественно, всё отрицает, на самом деле является убийцей Игоря Талькова, наказания он так и не понёс. Если же виновником трагедии является оправданный Игорь Малахов, осуждённый только за незаконное хранение оружия, это лишний раз говорит о продажности или беззащитности (что скорее) отечественного правосудия. Да и о каком правосудии можно говорить, если даже пистолет, из которого был убит Тальков, так и не найден. Он был разобран на части и утоплен (!) Малаховым в Неве…

В итоге козлом отпущения стала Азиза, которой впоследствии многие артисты объявили негласный бойкот. Ведь и скандал, и драка, в пылу которой раздался зловещий выстрел, произошли из-за спора относительно порядка выхода Азизы и Игоря на сцену. Делать певицу зачинщиком скандала, наверное, не стоит. За кулисами с/к “Юбилейный” собрались взрослые люди, у которых была своя голова на плечах. Азиза – женщина, к тому же с определёнными амбициями. Она имела чисто человеческое право пожаловаться своему бойфренду Малахову на то, что её “звёздность” ставят под сомнение, выпуская на сцену перед Тальковым. Однако за дальнейшие действия Игоря Малахова несёт ответственность исключительно он сам. Учитывая форму ультиматума, поставленного перед Тальковым, и лексикон, используемый при этом, возмущение артиста, к тому же слегка подвыпившего, вполне предсказуемо. Известно, что, выпивая даже среднюю дозу, Игорь Тальков становился неуправляемым и плохо контролировал себя. Естественно, завязалась перебранка, переросшая в драку, инициатором которой выступил Тальков, чувствовавший своё физическое превосходство над далеко не хилым Игорем Малаховым.

Собственно, очень сложно определить – кто же всё-таки выстрелил в артиста. Выстрел раздался, скорее всего, абсолютно случайно, когда Шляфман вырывал пистолет у Малахова. Ну как тут можно определить виновного? Поэтому-то и не удивительно, что свидетелями драки и рокового выстрела было около двадцати человек, и ни один из них не сказал следствию ничего вразумительного и конкретного. Истина находится где-то посередине…

…И пусть твердят ублюдки,

Что истина опасна, –

Она не проститутка,

Чтоб быть всё время разной.

“Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека”, – считал Тальков. Игорю всегда казалось, что он не может высказаться до конца в своих концертах. Поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Например, в Свердловске в 1988 году на одном из концертов шеститысячная аудитория в течение полутора часов слушала, как артист рассказывал о 30-летнем правлении Екатерины II.

Своим оптимизмом Игорь Тальков всегда поражал не только друзей, но и недоброжелателей. Великолепный знаток русской истории и ярый ненавистник коммунизма, Тальков никогда не изменял собственным принципам в угоду конъюнктуры и был готов ответить за каждое слово, прозвучавшее в его песнях.

Даже после смерти Артист не получил покоя. Его могила на Ваганьковском кладбище неоднократно подвергалась осквернению вандалов, что не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. Возможно, душа Игоря Талькова уже нашла себе новую оболочку, и через десяток-другой лет нам или нашим потомкам посчастливится узнать ещё об одном Таланте.

Игорь, мы помним тебя! Пусть земля тебе будет пухом…

Я пророчить не берусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков,

В страну не дураков, а гениев.

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения страны,

Вернувшейся с войны…

Василий КОЗЛОВ.


Василий Козлов

Журналист, продюсер, режиссёр-постановщик концертных шоу-программ, поэт-песенник, член Союза Журналистов России и Международной Ассоциации Журналистов.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Караул устал
Синема
ДУМЫ НА НАБЕРЕЖНОЙ
Скандалы


««« »»»