1. Способны ли итоги хельсинкского саммита повлиять на изменение политики России в отношении Чечни?
2. Как вы оцениваете отказ Примакова от встречи с Ельциным?
Сергей БАБУРИН,
вице-спикер Госдумы, председатель РОС:
1. Значительная часть политических сил в стране и за рубежом мечтает об изменении политики России в отношении Чечни. У нынешнего премьер-министра РФ хорошая команда советников (это видно по практическому отсутствию в последнее время ошибок в его действиях), да и сам В.Путин должен четко осознавать, что любое отступление или “мировая” с террористами на чеченском фронте будет означать провал политики России на Кавказе и его собственную несостоятельность как политика.
2. Я оцениваю это событие как умело спланированную и осуществленную штабом ОВР рекламную акцию, своего рода наживку, брошенную Примаковым, на которую, к сожалению, “клюнули” журналисты антипримаковской ориентации, чем сделали последнему неплохую рекламу.
Александр ДУГИН,
политолог:
1. На мой взгляд, пока нет. Поскольку единственная возможность для правящего режима сохранить власть и обеспечить преемственность – это довести ситуацию в Чечне до победного конца. Интересы Запада и России вошли в фазу устойчиво возрастающего противоречия. Выиграть внутриполитическую ситуацию можно только через патриотизм. Но это автоматически означает проиграть внешнеполитическую. Надо выбирать. И Путин, видимо, свой выбор сделал.
2. Примаков теряет очки, поскольку он политик истеблишментского типа, а не политик предвыборных кампаний. Все, что он делает в качестве главы блока, в частности отказ от встречи с Ельциным, выглядит не достаточно продуманным.
Владимир ЛИСИЧКИН,
председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы:
1. Итоги последнего хельсинкского саммита повлияют на политику России в отношении Чечни в весьма малой степени. Россия решает свои внутренние вопросы и является форпостом борьбы с международным терроризмом.
2. Отказ Примакова от встречи с Ельциным оцениваю как, мягко говоря, некорректное отношение к высшему должностному лицу РФ. Это не делает чести Примакову, который пытался внушить всем, что он способный дипломат.
Дмитрий ЛЬВОВ,
академик РАН:
1. При нынешнем руководстве и его постоянном “шатании”, при отсутствии четкой политики во внутренней и внешней деятельности, я считаю, что способны.
2. Я это расцениваю таким образом: Евгений Максимович Примаков твердо ведет линию водораздела, позволяющую не смешивать политику, которую он хотел бы осуществлять, с тем, что делают нынешние правители Кремля.
Олег МОРОЗОВ,
руководитель депутатской группы “Российские регионы”:
1. Чеченская Республика – неотъемлемая часть Российской Федерации. Политика как в отношении собственно Чечни, так в отношении бандитов и террористов, свивших там себе гнездо, определяется и будет определяться впредь федеральным Центром. Естественно, это не означает, что Россия должна игнорировать международное сообщество.
2. Как член Координационного Совета блока “Отечество – Вся Россия” я поддерживаю решение лидера блока Примакова не встречаться с Ельциным.
Андрей НИКОЛАЕВ,
депутат Госдумы:
1. Усиливающееся со стороны Запада дипломатическое и политическое давление на Россию по поводу “неадекватного” (по выражению западных СМИ) применения силы в Чечне, конечно же, не может не воздействовать на весьма зависимый от внешнего влияния Кремль. С другой стороны, исполнительная власть, решая проблему своего самосохранения, сделала ставку на радикальное решение проблемы чеченского терроризма.
И весь вопрос теперь в том, хватит ли у нее мужества и самостоятельности, чтобы довести начатое хоть до какого-то логического конца.
2. На первый взгляд это выглядит как поступок принципиальный. Но если вспомнить, как Примаков “безмолвно проглотил” свою отставку, то, похоже, что здесь все-таки больше желания получить политические дивиденды.
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН,
председатель движения “Духовное наследие”:
1. России давно следует перестать безоговорочно оглядываться на то, что скажут или подумают на Западе. Любая внешняя политика, в настоящий момент проводимая Российской Федерацией, должна строиться на понимании того, что без разрешения внутренних конфликтов невозможно добиться серьезного успеха на международной арене.
2. Очевидно, у Евгения Максимовича были достаточные основания для подобного рода действий по отношению к предложению, поступившему из Администрации президента.
Георгий ТИХОНОВ,
председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками
1. Итоги хельсинкского саммита повлиять на политику России не должны и не смогут.
2. Газеты уже отмечали, что отказ Примакова от встречи с президентом Ельциным как две капли воды похож на его предыдущий отказ от встречи с Клинтоном перед развязыванием НАТО войны в Югославии.