ДЕНЬГИ – ЗЛО ОСОБЕННО КОГДА ОНИ РАДИОАКТИВНЫ

Главное рабочее место специалистов Московской службы радиационно-аварийных работ НПО “РАДОН” – пустыри и старые свалки. Именно там чаще всего находят ничейные радиоактивные отходы. “Ничейные” вовсе не потому, что злокозненный владелец выбросил их за ненадобностью в мусорное ведро, а сам скрылся. Отходы эти – наши общие, городские, поскольку уже много лет вполне легально пребывают на тех землях, куда их свозили городские предприятия с официального разрешения властей.

Дело в том, что в 60-е и 70-е годы были приняты совершенно иные, менее строгие, чем сейчас, нормы радиационной безопасности. По этим нормам многие низкорадиоактивные отходы и отработавшие источники ионизирующего излучения не считались опасными и вывозились на городские свалки как обыкновенный бытовой мусор. Большинство этих свалок находилось за городом и действительно не представляло заметной угрозы жизни и здоровью москвичей. Но город рос, ширился, захватывая все большие куски у подмосковных лесов, пустошей и оврагов: бывшие городские свалки, уже заросшие травой и кустарником, входили в его черту. Москве отчаянно не хватало места в своих старых тесных границах, и она, не брезгуя, принимала в себя эти вместилища тлена и праха, эти скопища обломков прошлого, и вскоре на залысинах окраинных пустырей уже красовались новые жилые кварталы.

Строительство каждого такого объекта начинается с того. что будущую строительную площадку самым тщательным образом обследуют. В прошлом году, например, была полностью дезактивирована территория бывшей Братеевской свалки на юге столицы, площадью около 4 кв.км, откуда было вывезено более 115 тонн радиоактивных отходов. За полтора года работы на этом объекте специалисты-радоновцы буквально просеяли 2 753 570 кв.м грунта, круглосуточно и без выходных наблюдая за работой строителей. Много работы было у сотрудников радиационно-аварийной службы и в зоне отдыха в Измайловском лесопарке, где на площади более 13 тыс. кв.м некогда также располагалась городская свалка. В целом же, согласно данным “Радона”, более 70 процентов всех выявляемых случаев радиоактивных загрязнений приходится именно на жилые массивы и зеленые зоны Москвы. На них направлена большая часть внимания и усилий аварийщиков: здесь регулярно проводятся пешеходные и автомобильные гамма-съемки, работает более 150 постов и точек стационарного наблюдения за состоянием окружающей среды.

Менее предсказуемы находки радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения в местах, не связанных напрямую ни с их производством, ни с бывшим или нынешним хранением: в квартирах рядовых граждан, офисах фирм, на рынках, в больницах, музеях – да мало ли где еще может вдруг неожиданно “зазвенеть”. Такие объекты сложнее выявлять и ликвидировать, наверное, поэтому подобные случаи надолго западают в память ликвидаторов и передаются потом из уст в уста как своеобразный профессиональный эпос. Вот лишь несколько нетипичных радиоактивных “аномалий”.

Один из новогодних праздников бригаде специалистов радиационно-аварийных работ пришлось встречать в совершенно пустой, “облупленной” до бетонного каркаса квартире вместе с ее незадачливым хозяином. Получивший приличную дозу облучения владелец жилплощади уверял спасителей, что просто притащил со свалки кем-то выброшенный металлический ящик, надеясь приспособить его для хозяйственных нужд. Он и не предполагал, что оттуда посыплется радиоактивный цезий. Освободили бедолагу (а заодно и его соседей по подъезду) от тлетворной находки доблестные радоновцы, случайно проезжавшие во время гамма-съемки мимо мусорного контейнера, куда владелец “нехорошей квартиры” выбрасывал строительный мусор. По следам “радиоактивных шлепанцев” вычислили хозяина, а затем долго и методично – 4 месяца – разрушали до основания только что наведенный в квартире порядок. Не считая медицинских последствий, горемыка отделался тогда легким испугом – никаких карательных санкций поначалу не последовало. Зато, когда стаял снег, на соседнем пустыре случайно нашли хорошо оборудованное хранилище: несколько капсул, наполненных тем же самым радиоактивным материалом, что и в “нехорошей квартире”. Невнимательность хозяина, завернувшего свой клад в рубашку с меткой одного из членов семьи, стоила ему 4 лет заключения. Он, кстати, так и не сознался, зачем хранил смертоносный порошок.

Другой случай злоумышленного использования радиоактивных веществ так и остался безнаказанным. Скоропостижная смерть директора фабрики картонной тары была вызвана большими дозами радиации. Когда сотрудники “Радона” прибыли со своей аппаратурой в рабочий кабинет покойного, уже на двери дозиметры показали уровень радиации в 37 тыс. микрорентген в час (естественный радиационный фон колеблется в пределах 20 микрорентген). У поверхности рабочего стола уровень был уже катастрофическим – 5 рентген в час. Предположили, что источник излучения находится где-нибудь в ящиках стола, но так ничего и не нашли. И только разместив приборы в директорском кресле (приборы зашкалили за 20 рентген в час!), обнаружили причину гибели его владельца: небольшой радиоактивный стерженек был спрятан под его обшивку, именно он буквально за считанные дни довел директора завода до могилы. Кто свел счеты с предпринимателем и каким образом раздобыл преступник орудие убийства, так и осталось загадкой. А очищенное от смертоносной начинки зеленое кожаное кресло оказалось вполне еще пригодным для дальнейшего применения и теперь украшает один из рабочих кабинетов “Радона”.

Кстати, предприниматели (а вместе с ними и просто граждане) иногда бывают жертвами не только радиационных покушений, но и собственной радиационной беспечности. Некоторое время назад одна из санэпидемстанций обратилась к специалистам НПО с просьбой поверить радиационную безопасность нескольких денежных купюр. Выяснилось, что деньги попали к санитарным врачам несколько экстравагантным способом: некая домохозяйка, придя с покупками домой, решила проверить недавно приобретенный дозиметр, проведя им вдоль полок холодильника. Дозиметр показал значительное превышение нормального радиационного фона. Вынув продукты, методичная хозяйка стала проверять каждый из них по отдельности – все было в порядке, а вот совершенно пустой агрегат по-прежнему “фонил”. Тут-то женщина и вспомнила, что по совету супруга хранила в поддоне под морозильником большую сумму денег, посчитав этот “тайник” наиболее удачным. Деньги эти, как выяснилось, были выданы в качестве зарплаты изобретательному супругу. И почему-то были страшно радиоактивны. Не смертельно, слава Богу, но, как говорят специалисты, положите кошелек с парой таких купюр в карман брюк (а где еще чаще всего носят деньги мужчины?), походите с этим кошельком пару недель и посмотрите, останетесь ли вы мужчиной.

Оказалось, что на фирму, в которой работал супруг, как сейчас говорят, “наехали”. Администрация вместе с милицией решила рэкетиров поймать на получении меченых денег. Деньги-то пометили, а дело потом как-то миром утрясли. Но не пропадать же наличности, вот и выдали ее своим же сотрудникам. Долго потом еще отлавливали светящуюся наличность в хранилищах банков и обменных пунктов и выловили, между прочим, на кругленькую сумму в 1,2 млн. рублей (в ценах двухлетней давности). Но, как говорят специалисты по борьбе с радиационной опасностью, деньги наши доблестные спецслужбы метили, метят и метить будут, причем довольно существенными дозами радиоактивных веществ. Светящиеся краски, взрывающиеся пакеты и прочие чудеса техники существуют у нас только в заграничных шпионских боевиках.

Правоохранительные органы все-таки знают о возможном негативном влиянии своих оперативно-розыскных мероприятий на окружающую среду и здоровье людей. Сложно представить, но когда-то, в 50 – 60-е годы об этом не задумывались даже светила медицинской науки. В то время чрезвычайно радиоактивный радий-226 считался едва ли не панацеей от всех бед. Светомасса постоянного действия, содержащая соли этого элемента, применялась тогда очень активно для лечения, в частности, кожных и венерических заболеваний. В результате уже в 90-х годах “Радону” пришлось практически полностью вскрывать и менять полы в клинике бывшего Первого мединститута на Погодинской улице, где все пространство между перекрытиями было забито радиоактивной пылью, скопившейся как раз с тех времен. Ту же процедуру пришлось проделывать и на предприятиях НТК им.Туполева, где издавна применялась та же светомасса для изготовления навигационных приборов. Осевшую за несколько десятилетий пыль от снятых с производства деталей самолетов можно было уничтожить не иначе как вместе с 40 тыс. кв. м пола, не считая поверхности столов и стен.

Еще одно нетрадиционное место работы радоновцев – городские муниципальные рынки. Не раз за последние месяцы ветеринары Даниловского, Черемушкинского, Выхинского рынков вызывали на помощь коллег из “Радона”, обнаружив нескольких продавцов радиоактивной клюквы и сушеных грибов. Причем продавали опасные дары леса не скромные бабушки, а матерые перекупщики, видимо, осведомленные о том, что они собраны на зараженной территории. Во всяком случае, каждый раз, когда представители администрации и ветслужбы приближаются к продавцам, те скрываются из виду, побросав нанизанные на длинные нитки связки красавцев боровиков.

Радиация опасна и коварна, она может подстерегать нас в самых неожиданных местах, когда мы вовсе о ней и не думаем. Но с ней можно бороться, можно избавиться от страха перед невидимой угрозой.

Разумеется, если все, кто отвечает за здоровье людей, будут четко и точно выполнять свои обязанности.

Ольга ДУМБРОВСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Шопинг по-русски
Десятка
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ РЕАЛЕН
ДЕНЬ АКЦИИ ПРОТЕСТА
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕФТЬЮ И ГАЗОМ?
КУРСКИЕ АНОМАЛИИ, ИЛИ СЛОВО О КРЕДИТЕ, В КОТОРОМ НУЖДАЕТСЯ ЕГОР ГАЙДАР
ПЛАТНЫЙ СЫР В БЕСПЛАТНЫХ МЫШЕЛОВКАХ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛИТИКОМ – БУДЬ ИМ
ИСТРИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ВИКТОР ИЛЮХИН: “ОНИ ПРИВЫКЛИ ВОРОВАТЬ”
РЫБНЫЙ ДЕНЬ
И сотворил он “Птичье молоко”
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
Мы надеемся стать влиятельной политической силой
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
ЧТОБ В ВОДЕ НЕ ТОНУЛИ И В ПЕЧИ НЕ СГОРЕЛИ


»»»