ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕФТЬЮ И ГАЗОМ?

Сергей КОЛЧИН

НОВОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

19 февраля на коллегии Минтопэнерго были подведены итоги работы ТЭКа за 1996 год. Как заявил министр Петр Родионов, комплекс в истекшем году в основном справился со своими задачами. Спад производства был меньше среднепромышленного, а добыча газа даже возросла. ТЭК обеспечил 68% налоговых поступлений федерального бюджета. Подводили итоги и намечали планы на будущее в последнее время и нефтяные компании. В целом они планируют в 1997 году сохранить или незначительно понизить достигнутый в прошлом году уровень нефтедобычи. ЛУКОЙЛ предполагает добыть 59,7 млн тонн нефти, ЮКОС – 33,2 млн тонн. Среди крупнейших нефтедобывающих компаний некоторым диссонансом прозвучало заявление президента Сургутнефтегаза В.Богданова, что его компания может в 1997 году снизить добычу на 30% (до 23 млн тонн), если не будет изменена налогово-финансовая политика в отрасли, но оно может быть расценено скорее как демарш, чем как реальные планы компании. Поэтому позднее компания все же оценила планируемый уровень нефтедобычи в 33 млн тонн. СИДАНКО определила этот показатель в 20,4 млн тонн. Сибнефть – примерно в 16 млн тонн, Тюменская нефтяная компания – в 20 млн тонн, Башнефть – в 14,7 млн тонн.

Вместе с тем нефтяники и газовики продолжают сталкиваться с целым комплексом сложных проблем, которые в условиях возросшей самостоятельности они вынуждены решать в соответствии с конкретными возможностями компаний. Одна из ключевых проблем – неплатежи, вопросы расчетов с потребителями и партнерами. Список крупнейших должников бюджета возглавляют нефтегазовые компании (только на долю 12 нефтегазодобывающих объединений, работающих в Ханты-Мансийском автономном округе, на начало года приходилось 5,8 трлн рублей задолженности перед федеральным бюджетом). В свою очередь дебиторская задолженность партнеров перед нефтяниками, газовиками, энергетиками на эту дату перевалила за 356 трлн рублей.

Что касается долгов перед федеральным бюджетом, то 5 марта правительство выпустило постановление № 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет”. Оно, в частности, предусматривает возможность эмиссии и передачи в залог государству акций предприятий-задолжников (не менее 50% от величины уставного капитала) в зачет суммы долга. Параллельно, видимо, перестанут начисляться пени и проценты на имеющуюся задолженность, при условии исправного внесения предприятиями текущих платежей в казну, как это сделано в отношении ЮКОСа. Трудно сказать, улучшит ли состояние казны приток в нее ценных бумаг взамен живых денег, но, видимо, других реальных вариантов выхода из кризиса долгов и неплатежей не просматривается. Самый же радикальный метод борьбы с должниками – банкротство опробован пока на одном, не самом крупном предприятии нефтяной отрасли – “Краснодарнефтеоргсинтезе” (Роснефть). 3 февраля его признал банкротом арбитражный суд Краснодарского края.

Однако помимо долгов перед федеральным бюджетом есть и еще большая масса неплатежей в отношениях с местными бюджетами, потребителями и поставщиками. И с ними тоже надо что-то делать.

Поэтому вертикально интегрированные компании сами предпринимают меры по стабилизации финансовых расчетов в регионах, заключая соглашения с региональными администрациями. Так, РАО “Газпром” заключило в феврале соглашения с администрациями Владимирской и Курской областей. По первому из них концерн выделит 50 млрд рублей для газификации области, по второму – построит 12 газопроводов-отводов и газифицирует три малых района Курской области. Соглашениями предусмотрена также взаимовыгодная схема погашения долгов региональных потребителей газа и предприятий РАО по платежам в областные бюджеты. Затем, в марте, было заключено соглашение между Газпромом и Оренбургской областью. Оно также предусматривает согласованную сторонами схему разрешения кризиса неплатежей и проблемы сбора налогов. Администрация области берет на себя обязательства по своевременному проведению расчетов между потребителями газа и предприятиями РАО на территории области. В свою очередь концерн будет проводить политику снижения цен на газ, при условии срочного погашения потребителями задолженности и применения в дальнейшем авансовых платежей.

К сожалению, такие решения не могут способствовать решению проблемы неплатежей в целом по стране. Именно задолженности потребителей перед РАО “Газпром” и другими энергетиками являются причиной дестабилизации ситуации в энергетике. И непродуманное разрушение структуры естественных монополий может только усугубить положение. Вместе с тем локальные попытки РАО “Газпром” найти выход из создавшегося положения можно только приветствовать.

Примеру Газпрома последовал и ЛУКОЙЛ, подписавший собственное соглашение с администрацией Вологодской области и специальное соглашение об исполнении векселей компании с администрацией Пермской области, а также протокол о сотрудничестве с этим регионом на 1997 год. В свою очередь Сургутнефтегаз совместно с администрацией Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) подписал 10 февраля соглашение с правительством Ленинградской области о строительстве нефтеналивного порта в бухте Батарейной. С администрацией ХМАО – основного района нефтедобычи в стране в феврале-марте подписали свои договоры Тюменская нефтяная компания, ЮКОС и Восточная нефтяная компания. По соглашению с ТНК, администрация округа согласилась зачесть компании 30% задолженности в окружной бюджет путем проведения последней подрядных работ и оказания услуг. Кроме того, ТНК получит рассрочку по налоговым платежам на сумму 64 млрд рублей и инвестиционный налоговый кредит на 152 млрд рублей. ЮКОС также договорился с администрацией округа о предоставлении инвестиционного налогового кредита на 5 лет на всю сумму основной недоимки в окружной бюджет – около 350 млрд рублей. Кроме того, обе компании достигли договоренности с окружной администрацией о возможном снижении для них налогового бремени за счет перевода части разрабатываемых месторождений в категорию трудноизвлекаемых запасов.

ЮКОС, недовольный январским вторжением ЛУКОЙЛа в свою вотчину – Самарскую область, также заключил 12 февраля в Тольятти собственный договор с АвтоВАЗом, предусматривающий комплексное обеспечение автогиганта нефтепродуктами и его право на реализацию своих запчастей на автозаправках ЮКОСа взамен на содействие в обустройстве АЗС на территории станций автотехобслуживания и другие встречные шаги со стороны АвтоВАЗа.

В марте резко активизировала свои контакты с регионами компания СИДАНКО. В середине месяца ею подписан договор о сотрудничестве с Удмуртией. В соотвествии с ним, компания обязалась погасить свою задолженность перед республиканским и местным бюджетами. Кроме того, правительству Удмуртии будет предоставлена 10-процентная квота на реализацию добываемой СИДАНКО в республике нефти. Будет создано и специализированное АО “СИДАНКО-Удмуртия” для обеспечения потребностей республики в нефтепродуктах. Затем последовало соглашение СИДАНКО с администрацией Новосибирской области по вопросам поставок нефтепродуктов в область и сотрудничества в освоении местного Верхне-Тарского месторождения. И наконец, в самом конце месяца аналогичный договор подписан с администрацией Хабаровского края. Новым элементом здесь является участие в соглашении финансового партнера СИДАНКО – ОНЭКСИМбанка. Администрация края намерена предоставить налоговые льготы входящему в компанию Хабаровскому НПЗ. СИДАНКО разработает и внедрит ряд инвестиционных программ в крае и примет меры по погашению своей задолженности. ОНЭКСИМбанк возьмет на себя финансовую сторону обеспечения отношений между компанией, краем и федеральным бюджетом и намечаемыми инвестиционными проектами.

Параллельно с закреплением региональных рынков идет и процесс внутренней самоорганизации компаний в нефтегазовом комплексе. Прежде всего надо отметить постановление правительства РФ № 141 от 10 февраля 1997 года “О Центральной топливной компании”, в которую войдут Московский НПЗ и Моснефтепродукт. Оно фактически завершило раздел российского нефтяного рынка. 6 марта распоряжением московского мэра Ю.Лужкова определено, что правительство Москвы выделит новорожденной компании 10 млрд рублей на финансирование организационного периода ее деятельности. Однако в середине марта произошло еще одно событие учредительского плана, беспрецедентное для нефтяного сектора российской экономики.

До сих пор только два региона – Москва и Нижний Новгород сумели отстоять свою нефтяную автономию, создав “усеченные” вертикально интегрированные компании без добывающего звена. В формировании НОРСИ и ЦТК, несомненно, решающую роль сыграл политический вес региональных лидеров: нынешнего первого вице-премьера Бориса Немцова, назначенного теперь бороться с естественными монополиями, и московского мэра Юрия Лужкова, продолжающего свою борьбу с Украиной за Севастополь. Сказался и финансово-экономический потенциал названных регионов. Но пока еще не было в регионах нефтяных компаний не только без добычи, но и без нефтепереработки. Теперь такой регион есть – это родина президента – Свердловская область.

13 марта президент России своим указом санкционировал создание региональной компании по обеспечению нефтепродуктами – “Уралнефтепродукт”, которая объединит прежние АО “Свердловскнефтепродукт” и “Екатеринбургнетепродукт”, то есть сформирует единый субъект рынка нефтепродуктов в основном регионе Урала. Администрация области будет владеть 38% акций вошедших в новую компанию акционерных обществ. Создание “Уралнефтепродукта” не вызвало энтузиазма у действующих нефтяных компаний. По оценке одного из их руководителей, оно “ставит под сомнение всю идейную основу создания отечественных нефтяных компаний”. Отметим и еще несколько последних событий, связанных с самоорганизацией нефтяных холдингов и Газпрома. Это утверждение Госкомимуществом плана приватизации “Роснефти” и выкуп “Сургутфондинвестом” 40% акций Сургутнефтегаза за 485 млрд рублей на коммерческом конкурсе. В ЮКОСе же 19 февраля собрание акционеров высказалось в пользу введения внешнего управления со стороны концерна “Роспром”, контролируемого в свою очередь финансовой группой “Менатеп”. Даже вполне определившийся в плане внутренней структуры и отношений собственности “Газпром” счел нужным заявить о готовности представить пакет предложений по внутренней реструктуризации, учитывая нарастающее давление в пользу демонополизации отрасли. Позднее председатель правления РАО Рем Вяхирев заявил об окончании первого этапа реструктуризации компании. Дочерние добывающие предприятия Газпрома преобразуются в акционерные общества с ограниченной ответственностью. “Они будут заниматься лишь добычей газа, а не побочными операциями, например, сбытом”, – отметил глава РАО. Сбытом же на внутреннем рынке будет теперь ведать специлизированная структура “Межрегионгаз”.

На фондовом рынке отметим продажу 47% уставного капитала “Восточно-Сибирской нефтегазовой компании” на денежном аукционе за 47 млрд рублей и покупку 3% акций “КомиТЭК” на аналогичном аукционе некоей компанией, “связанной с германскими деловыми кругами”.

Продолжился и поиск других методов привлечения зарубежных инвесторов и стратегических партнеров для предприятий ТЭКа. ЛУКОЙЛ и американская компания ARCO заключили финансовое соглашение об основах деятельности российско-американского СП “ЛУКАРКО”, которому американцы намерены открыть кредитные линии на общую сумму 5 млрд долларов. Газпром подписал в конце февраля меморандум о сотрудничестве с немецким концерном “Siemens”, предполагающий кредитование германской стороной ряда согласованных проектов. К масштабным проектам Газпрома планируется подключить и консорциум зарубежных банков, кредитные возможности которого оценены пока в 2,5 млрд долларов. АО “Черногорнефть” договорилось с ЕБРР о предоставлении компании займа в размере 50 млн долларов. Надо отметить, что “Черногорнефть” – первая из российских компаний, которая прошла по итогам года аудит в соответствии с западными стандартами. Наметился прогресс и в финансировании Сахалинских проектов. Подписано соглашение с Американской правительственной корпорацией по поддержке частных инвестиций (OPIC) по открытию кредитной линии по проекту “Сахалин-2”, а в конце февраля подписано соглашение с голландским ABN Amro Bank о финансировании работ по проекту “Сахалин-1”.

Решая производственные, финансовые, организационные задачи своего развития, нефтяники и газовики не могут оставить в стороне и социальную проблематику. Хотя работники топливного сектора, несомненно, находятся в лучшем положении по уровню заработной платы и предоставления социальных льгот, на начло года предприятия ТЭК также имели задолженность по выплате заработной платы на общую сумму более 8 трлн рублей. Поэтому новым элементом можно считать возросшее внимание нефтегазовых компаний к отношениям со своим персоналом. 21 февраля ЛУКОЙЛ подписал соглашение со своим профобъединением о защите трудовых, социально-экономических и профессиональных прав работников, поддержании оптимального уровня их жизни. Однако далеко не все компании, как ЛУКОЙЛ, способны самостоятельно отрегулировать трудовые отношения, поэтому нарастает недовольство центральной властью. Так, нефтяники и газовики Республики Коми в ходе прошедшей 27 марта всероссийской акции профсоюзов заявили, что их требования должны быть выполнены не позднее мая. В противном случае могут быть выдвинуты политические требования об отставке правительства и президента России. Основные претензии относятся к выплате заработной платы и решению социальных проблем.

Таким образом, топливно-энергетический комплекс не является неким “островком благополучия” в море проблемной российской экономики. И потому принятие решений по реформированию этого комплекса и прежде всего отраслей естественных монополий должно базироваться на взвешенном подходе, анализе и выборе наиболее эффективного варианта.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВИКТОР ИЛЮХИН: “ОНИ ПРИВЫКЛИ ВОРОВАТЬ”
ДЕНЬ АКЦИИ ПРОТЕСТА
РЫБНЫЙ ДЕНЬ
И сотворил он “Птичье молоко”
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Мы надеемся стать влиятельной политической силой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ РЕАЛЕН
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ЧТОБ В ВОДЕ НЕ ТОНУЛИ И В ПЕЧИ НЕ СГОРЕЛИ
КУРСКИЕ АНОМАЛИИ, ИЛИ СЛОВО О КРЕДИТЕ, В КОТОРОМ НУЖДАЕТСЯ ЕГОР ГАЙДАР
Шопинг по-русски
ПЛАТНЫЙ СЫР В БЕСПЛАТНЫХ МЫШЕЛОВКАХ
Десятка
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛИТИКОМ – БУДЬ ИМ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ИСТРИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ДЕНЬГИ – ЗЛО ОСОБЕННО КОГДА ОНИ РАДИОАКТИВНЫ


»»»