Обыкновенный гений

Сегодня довольно часто произносят слово “гений”, но на самом деле таких людей всегда было немного. Гением, бесспорно, является артист балета Владимир ВАСИЛЬЕВ. По моему великому убеждению, одной роли Спартака в одноименном балете, где танцовщик создал столь выдающийся образ, обладающий заразительной экспрессией, силой, мужественной красотой, было бы достаточно для того, чтобы назвать его так.

Эту партию на сцене Большого театра танцевали блистательные артисты – Юрий Васюченко, Александр Годунов, Вячеслав Гордеев, Михаил Лавровский, Ирек Мухамедов и их молодые коллеги, но совершенное искусство смог продемонстрировать только Владимир Васильев. Конечно же, он – уникальное явление в мире балета. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия – все подвластно Васильеву. Спартак и Иванушка, Нарцисс и Базиль, Икар и Альберт, Макбет и Иван Грозный, Щелкунчик и принц Дезире, Ромео и Зигфрид. Кто другой обладал способностью одинаково хорошо передавать героику борьбы раба за свободу, свою и товарищей, проделки прикинувшегося дурачком героя народных сказок, романтику испытаний любви и лирику отроческой самовлюбленности? Такого огромного диапазона возможностей не было и нет даже у самых его знаменитых коллег – Михаила Барышникова, Хорхе Донна, Мариса Лиепы, Рудольфа Нуриева.

Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года в рабочей семье. Родители были далеки от искусства, но учеником младших классов Володя “заболел” танцем. Мальчик записался в танцевальный кружок при Доме пионеров. Его Первые учителя в балетном классе были поражены его уникальными танцевальными данными и настойчиво рекомендовали родителям отдать сына в Хореографическое училище при Большом театре. В девять лет Володя стал воспитанником балетной школы. Там же он впервые влюбился в девочку с огромными глазами. Его избранница, Катя Максимова, казалось, ничего, кроме балета, не видит. Но восхищенные взгляды Володи она не могла не замечать. Эта любовь оказалась на всю жизнь.

В 1958 году после окончания училища Максимову и Васильева принимают в балетную труппу Большого театра. Но не сразу молодые артисты смогли раскрыться на сцене. Васильев поначалу вообще не производил впечатления танцовщика, способного на исполнение столь разноплановых ролей, которые придут к нему чуть позже. Владимир выглядел чуть простоватым, с более развитой, чем это принято по классическим канонам, мускулатурой, отчего казался немного приземистым. Первые роли Васильева – Данилы в “Каменном цветке” и Иванушки в “Коньке-Горбунке” – вполне соответствовавли его внешнеим данным “русского народного типа”. Но уже в последующих спектаклях артист доказал необыкновенную способность исполнять роли широчайшего диапазона, Владимир совершенно преображался на сцене, и движения его, и лицо становились столь одухотворенными, что исполнение любой роли, от героической до лирико-романтической, было для него органичным. К тому же он был фантастически летуч и безупречен в пластической технике.

Весной 1961 года Васильев и Максимова становятся мужем и женой. Артисты много танцуют в Большом театре и за границей. Их успех растет. Васильеву, естественно, приходится танцевать и с другими балеринами – Мариной Кондратьевой, Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Раисой Стручковой, Галиной Улановой, но по единодушному мнению профессионалов, все же считают идеальным его дуэт с Екатериной Максимовой, которую он называл своей Музой. И вот в 1968 году Васильев создает на сцене героический образ Спартака, исполнив эту роль в балете Юрия Григоровича. Партия Спартака была очень сложна технически, танцовщику необходимо было проявить в ней высочайший на то время уровень хореографической техники, и Васильев справился с этой задачей блестяще. Именно в “Спартаке” он смог продемонстрировать все великолепие своего прыжка.

Мне довелось увидеть звездный, поистине золотой состав артистов в этом спектакле: Владимир Васильев (Спартак), Екатерина Максимова (Фригия), Марис Лиепа (Красс) и Нина Тимофеева (Эгина). Эта роль принесла Васильеву Ленинскую премию и звание народного артиста СССР. Труппа Большого театра со “Спартаком” объездила все страны мира,.

Но жизнь артиста – это не только цветы и аплодисменты. Это еще и колоссальные физические нагрузки, травмы. Не избежала этой участи и супружеская чета, о которой мы ведем рассказ. Вот лишь один эпизод из их жизни: возвращаясь после спектакля в Ленинграде, звездная пара попала в страшную автомобильную аварию. Врачи “собирали” их буквально по частям. Медики опасались, что артисты не только танцевать, но и ходить самостоятельно не смогут. Но слава Богу, Максимова с Васильевым победили болезнь и снова вышли на сцену. Однако тяжелейшие травмы не прошли даром, они не позволили Екатерине Сергеевне испытать радость материнства.

Впервые “живьем” я увидел знаменитых артистов в ГИТИСе, где учился, а они пришли овладеть специальностями балетмейстера-постановщика и педагога-репетитора. Мне выпала редкая возможность наблюдать за процессом обучения этих выдающихся мастеров. Что мне нравилось в том звездном курсе Ростислава Захарова? Никто не корчил из себя “небожителей”, они так же, как и мы, недавние школьники, постигали азы науки. А потом я познакомился с мамой Екатерины Сергеевны – Татьяной Густавовной. Мы подружились, стали общаться. С моим родственником, талантливейшим танцовщиком Сашей Богатыревым, частенько бывали на даче у Васильева в Снегирях. Меня поразил этот дом. Стены украшали картины старых мастеров и иконы. И, конечно же, живописные работы самого Владимира Викторовича. Его картины – это милые сердцу русские пейзажи. Артисты такого ранга могут, конечно, себе позволить отдохнуть на самых шикарных курортах, но предпочитают проводить свой отпуск в российской глубинке. А еще они заядлые грибники и всегда угощают своим “фирменным” блюдом из маслят или боровиков…

Разумеется, я внимательно следил за новыми работами звездного дуэта. Васильев стал чрезвычайно интересным хореографом: “Икар” (две редакции), “Макбет”, “Эти чарующие звуки…”, “Золушка”, “Дон Кихот”, телебалеты “Дом у дороги” и “Анюта”, которые он поставил специально для жены. Мало того, артист снимался во многих фильмах, и не только фильмах-балетах: “Жиголо и жиголетта”, “Травиата”, “Дуэт”, Катя и Володя”… В 1987 в балетной жизни страны году случилось нечто из ряда вон выходящее. Из Большого театра уволили Васильева, Лавровского, Лиепу, Максимову, Плисецкую и Тимофееву – все народные артисты СССР и лауреаты Ленинской и Государственной премий. А дело в том, что Григорович, будучи главным балетмейстером Большого, вдруг как-то остановился в своем развитии, перестал ставить новые спектакли. Васильев и его коллеги мириться с этим не захотели и были отправлены на пенсию. Но когда на пенсию отправили самого Григоровича, руководить Большим театром пригласили Васильева (с 1995 по 2000 г.).

В прошлом году не стало Екатерины Сергеевны. Для Владимира Викторовича это был страшный удар. Но любимая работа, увлеченность своим делом, как известно, спасают от многих бед. В настоящее время Васильев востребован как никогда: активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, готовит новые спектакли и роли. Много времени отдает своей давней страсти – живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ), много читает. А совсем недавно у Васильева появилось новое увлечение, он стал писать стихи (уже издан его поэтический сборник “Цепочка дней”). Жизнь продолжается.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Опять едет в Индию
Мэнсон снимает дебютный фильм
Все – матери и детям
Гуманитарная машина смерти
Пэлтроу в роли Марлен Дитрих
Джоли станет злой колдуньей
Ринго Старр не дает автографы
Трудности перевода
Жена о муже снимет ленту
Военно-морской тур «Мумий Тролля»
Боится повторить судьбу сестры
Ди Каприо сыграет директора ФБР
О легендарном фотографе
Лучшие британские актеры
Вернули украденную гитару
Хорошо жить в гостинице!
Памяти Виктора Цоя
Римейк «Моей прекрасной леди»
Сыграет футбольного тренера
Макгрегор снимется у Мадонны
Новая муза Вуди Аллена
«Форсаж» готов к старту
Прообует себя в режиссуре
Гавриил Попов vs Евгений Ю. Додолев. «Не важно какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей»


««« »»»