Судите и судимы

Русские опять отметились в Каннах. Хорошим фильмом и плохими манерами. На этот раз киносообщество отправило во Францию гонцов с грузом кинематографического сора, чтобы на глазах у изумленной публики забросать им участника конкурсной программы Никиту МИХАЛКОВА.

Первый публичный показ картины «Утомленные солнцем 2» собрал апрельским вечером в Кремлевском дворце съездов весь московский бомонд – кинематографистов, политиков, звезд кино и телевидения. После просмотра трехчасового фильма о Великой Отечественной войны гости устроили автору продолжительную овацию и отправились на банкет. Казалось бы, все нормально.

Но за стенами Кремля в низком старте отечественная кино-пресса уже ждала своего часа. И как только фильм вышел в широкий прокат, разгромные рецензии посыпались одна за другой. Картину ругали за историческую недостоверность, за плохую игру актеров, за избыток жестокости, за отсутствие реализма… Претензий было так много и таких разных, что вскоре стало ясно – у журналистов вызывает раздражение не столько сам фильм, сколько его автор. После шумного раскола в Союзе кинематографистов сообщество российских кинокритиков сплотилось словно на передовой, что и отразилось в отзывах на его новый фильм.

В контексте ситуации было особенно любопытно посмотреть, как же картину про “нашу войну” примут “у них”, в Каннах. Ведь иностранцы сами отобрали фильм Михалкова в конкурсную программу кинофестиваля. И по их воле он демонстрировался широкой фестивальной публике и международной прессе в рамках престижного кинофорума. И поскольку сознание каннских зрителей уж точно свободно от наших внутренних конфликтов, западным журналистам не должно было составить особого труда дать объективную оценку ленты.

Однако показ картины «Утоленные солнцем 2» организаторы фестиваля на всякий случай отодвинули на последний день: до них донеслось эхо войны, которую российские критики развязали против Михалкова, и они приняли меры, чтобы свести к минимуму склоку вокруг картины. В результате «Утомленных» показали 22 мая, за день до закрытия фестиваля.

В 8:30 утра состоялся предварительный показ для прессы. Журналисты, пришедшие посмотреть ленту, заполнили огромный зал «Люмьер» каннского фестивального дворца. В целом количество зрителей соответствовало статусу мероприятия – пресс-показу одной из конкурсных картин. Во время показа публика реагировала живо, а когда пошли финальные титры, журналисты поспешили занять свои места в зале пресс-конференций.

Присутствующие терпеливо ждали, пока представитель пресс-службы фестиваля отработает «программную» часть – для начала он спросил у Михалкова, когда и при каких обстоятельствах у режиссера возникла мысль снять продолжение оскароносной ленты 1994-го года и что ждет зрителя в третьем фильме. Мэтр развернуто отвечал на поставленные вопросы, видимо, понимая, что говорить о фильме больше не придется.

И действительно, как только слово было передано собравшимся в зале, на первом плане оказался пресловутый скандал вокруг раскола российского Союза кинематографистов. Затем пошли комментарии про плохие результаты проката «Утомленных» на Родине, etc.

Один из первых «наездов» был адресован не авторам фильма, а бедному ведущему, который представлял на пресс-конференции организаторов фестиваля. У него спросили, как так получилось, что картина, бывшая в прокате в Казахстане и в странах Балтии, оказалась в Конкурсе фестиваля класса А? По неписаным правилам, в основную программу крупных фестивалей попадают только мировые или международные премьеры, то есть фильмы, не показанные нигде или только в пределах страны-производителя. Ведущему пришлось ответить, что он – не член фестивальной отборочной комиссии и не может комментировать их решения. А Михалков предположил, что для каннских отборщиков страны бывшего СССР, видимо, до сих пор воспринимаются как одно государство.

Но то были цветочки. В качестве ягодки Михалкову задали вопрос, не хочет ли он уйти в отставку с поста председателя Союза кинематографистов после публикации коллективного письма 97 российских кинодеятелей, обвиняющих его в «тоталитарном управлении Союзом»? На этом месте иностранные журналисты перестали понимать, куда они попали – о фильме словно забыли вообще.

Последовал вопрос о 55 миллионах долларов, потраченных на картину. Говорили, что за первые четыре недели она набрала в прокате только 7 миллионов, а корреспондент BBC Russia в лоб спросила, почему фильм постигла такая «неудача» и было ли целесообразно тратить на его производство такие грандиозные средства? Никита Михалков ответил, что на ленту было потрачено не 55, а 40 миллионов, что за эти деньги сняли 2 трехчасовых полнометражных фильма плюс 15 серий для телевидения, и, наконец, что государственных денег вложено только 2 миллиона, а остальные 38 – спонсорская поддержка. И добавил, что картины с большим бюджетом необходимы для развития киноиндустрии в нашей стране. На этой звенящей ноте ведущий прекратил пресс-конференцию, утомившую участников, круче чем любое солнце.

Поскольку нападки на Михалкова были предсказуемыми, режиссеру не составило особого труда отразить атаку. Априори было ясно, что единственной причиной, по которой все эти претензии вообще были высказаны вновь, стало желание представителей российской прессы показать «преступления» Михалкова иностранцам, то есть вынести сор из избы на суд “просвещенной общественности”. При этом российские журналисты не заметили, что их поведение компрометирует в первую очередь их самих.

Получив отпор, оппоненты Михалкова с удвоенной энергией бросились писать разгромные рецензии, живописуя в красках грандиозный провал «Утомленных солнцем 2» в Каннах, которого не было! Однако сообщения о неудаче Михалкова были незамедлительно растиражированы в сети, а самым «профессиональным» борзописцем оказалась Мария Бейкер из BBC Russia. Из ее статьи читатели узнали о том, что «в Каннах холодно приняли «Утомленных-2» за несколько часов до официальной вечерней премьеры картины! Что уже высший пилотаж. Событие еще не произошло, а про него уже все знают. И, как водится, неправду!

На самом же деле, фильм прошел хорошо: пригласительных было не достать, после просмотра зрители стоя устроили ленте долгую овацию, что, хоть и случается на конкурсных показах, но не то чтобы часто. Но все это ничуть не помешало оппонентам Михалкова и далее упражняться в злословии. При этом самые ядовитые критики прорвались не только на вечернюю премьеру этого «неудачного» фильма, но и на прием по случаю «провалившихся» «Утомленных», где, попивая халявное шампанское, продолжали во всеуслышание хаять как ленту, так и ее автора.

Все это выглядело жалко. Проблема в абсолютной неспособности участников событий отделить одно от другого и полной боевой готовности судить по принципу: «Ну не нравишься ты мне!».


Мария Разлогова


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Кино – рыбакам и морякам
DVD-обзор
Не болит голова у дятла
Сам себе не режиссер
Новый сингл «Алисы»
Коротко
«Продюсеры» и его создатели


««« »»»