Агентство “СМИ.Ru” в выпуске от 22 марта сообщает: “Государственная Дума приняла в первом чтении очень важный законопроект, который радикально изменит порядок выплат кредиторам первой очереди при банкротстве кредитных организаций. Напомним, что кредиторами первой очереди являются вкладчики, то есть простые граждане. Законопроект был разработан усилиями Павла Медведева и Мартина Шаккума и называется “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.
За разъяснениями по содержанию данного закона мы обратились к заместителю председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Мартину ШАККУМУ.
– Мартин Люцианович, насколько сегодня актуальна сама проблема банкротства кредитных организаций? Известно ведь, что массовые банкротства были следствием августовского дефолта. А как обстоит дело сейчас?
– Сегодня эта проблема более чем актуальна. Причин для несостоятельности кредитных организаций вполне достаточно. Начиная с августа 1998 года доходность в банковском секторе резко упала, поскольку уже нет пирамиды государственных краткосрочных обязательств, поддерживавшей ее. Некоторые банки уже давно не в состоянии рассчитаться со всеми своими кредиторами, но средств на поддержание текущей деятельности у них хватает, и они продолжают работать на рынке, хотя их руководство уже знает, что часть выданных кредитов никогда не будет возвращена и банкротство неминуемо.
– В чем суть предложенных Вами изменений и дополнений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”?
– Суть в ускорении выплат частным вкладчикам. До принятия этого закона с начала процедуры банкротства до выплаты вкладчикам нередко проходило несколько лет. Теперь же в соответствии с новым законом в течение двух месяцев после признания судом кредитной организации банкротом составляется реестр требований кредиторов первой очереди, к которым относятся частные вкладчики. Выплаты им осуществляются в течение трех месяцев со дня первого опубликования объявления о начале и порядке выплат. На эти цели направляется 90 % денежных средств, находящихся на корреспондентском счете банка-банкрота на день закрытия реестра кредиторов первой очереди, без обязательного полного формирования конкурсной массы.
– А если на корсчете банка-банкрота ничего нет?
– Существует так называемый Фонд обязательного резервирования, то есть средства, депонированные кредитной организацией в Центробанке. Этих денег, как правило, хватает для удовлетворения требований вкладчиков.
– То есть вкладчики могут не беспокоиться, что их средства исчезнут?
– Безусловно, закон направлен прежде всего на защиту их интересов. В то же время хочу отметить еще одно обстоятельство. Было бы очень односторонне сводить удовлетворение интересов кредиторов банка-банкрота исключительно к расчетам с вкладчиками. Конечно, с ними необходимо рассчитаться в первую очередь. Но нельзя утверждать, что все остальное уже неважно. И уж тем более недопустимо прикрываться интересами вкладчиков для невыполнения обязательств банка перед государством или другими кредиторами. А ведь нередко после выплаты вкладов частным лицам огромные средства – более 90 % активов банка – достаются его бывшим владельцам и конкурсному управляющему, а государство остается ни с чем. Но при этом конкурсный управляющий еще и пытается привлечь вкладчиков себе в союзники.
Иными словами, под прикрытием удовлетворения интересов вкладчиков происходит разбазаривание активов банка. Этого ни в коем случае нельзя допускать.
– Является ли внесение данных поправок в закон о банкротстве альтернативой системе гарантирования вкладов, как утверждают некоторые издания?
– Нет, конечно. Над системой гарантирования вкладов Дума работает уже давно. В нашем комитете разработчиком концепции гарантирования является Павел Алексеевич Медведев, которому мы дружно помогаем. Это очень серьезный вопрос, и, надеюсь, он будет решен.