К 5-летию группы
Чем хороши “Иванушки”? Они поженили задор и сантименты
Ну, если пунктирно изложить, то это ремесло – песни петь для разных людей – не терпит, когда хвостом вертят. Сделай красиво, а хвостом вертеть не надо, мы питаемся только хорошими песнями, ты пой нам только хорошие песни, не то мы шпильку подпустим, мы такие.
Всякий раз кажется, что у “Иванушек” времени в обрез до элегического момента, когда ресурсы будут исчерпаны, и всякий раз они совершают сальто-мортале, всегда крепче предыдущего. На сей раз пируэт, удерживающий за ними звание группы номер раз, называется “Подожди меня” – новый альбом, отдающий очевидным звучанием лучших образцов поп-музыки.
Журналы (и люди в журналах), все эти годы подтрунивавшие надо мной из-за ярко выраженной симпатии к “Иванушкам”, теперь на полном серьезе пишут: “Есть серьезное подозрение, что “И” – явление уникальное и выдающееся”. А я о чем талдычу? Я все время и говорил, и писал, что с первого дня “Иванушки” пользуются другим ракетным топливом и другой жидкостью для бесперебойной работы механизма одноименного: что они по-другому дышат.
Чтобы в этом жанре спеть хорошую песню про рассветы и закаты, разделенные с пассией, и избежать при этом “газетности”, надо, чтобы песню написал Игорь Матвиенко, о котором совершенно ясно, что он – единственный, кто может на таком уровне писать городские мелодии и мелодии негородские, на каждый мотив наводить глянец, позволяющий пьесе быть по-прожекторски яркой.
Потом, у “Иванушек” есть свой звук, они прорубили свое окно, и отвечающий за “звуковую витрину” кудесник Игорь Полонский облекает самые кричаще модные звуки в общедоступный ослепительный попс.
Если внимательно прослушать вступление к “Реви”, можно раскусить одну из причин силы “Иванушек”. Полонский женит такие разные звуки, при этом избегая стилевого антагонизма, что виньетки считать бессмысленно.
Но основная сила “Иванушек” – идеально подобранные исполнители. В песне “Лодочка”, где солирует Олег Яковлев, он очевидно незаменим, и, если избежать фразеологии, именно верное распределение ролей сделало “Иванушек” фаворитами.
Любая песня из нового альбома – иллюстрация к этому утверждению, например, “Беги”. В ней блистает Кирилл Андреев, который и необходим до зарезу в моменты особой эмоциональной концентрации, голосище такой.
Для полноты картины всегда нужен Андрей Григорьев-Аполлонов – он отвечает за атмосферу, курирует такую хитрую материю, как полнокровие палитры: послушайте “Рыжую”.
В “Пока ты спишь” парни рисуют картину беспечальной поры, когда солнце встает ради тебя одного.
Против широкого суждения, песни “Иванушек” не для тех, кто бездумно прожигает жизнь, а для тех, кто живет эмоциями, для кого из эмоций, ощущений соткан мир, в этом мире рассудок необходим, конечно, но рассудок не верховенствует.
Что есть “Я буду ждать” как не гимн сумасшедшей влюбленности, опрокидывающей рассудок?
Человек сухой эту вроде бы незатейливую песню не осилит: не по Сеньке шапка.
Для клубной “ополоумевшей” поросли в альбоме есть презент – “Облака летают”, негаданный по тональности реверанс в адрес клубной культуры.
Феномен “Иванушек” подлежит тщательному изучению, поскольку, перерастя жанр бойз-бэнд, они по-прежнему, и уверенно, номер раз. Это как раз из-за умения команды сочетать музыкальный популизм с модой – как в песне “И только дождь стучит”.
“Иванушки” там среди своих, где ценят “красивую мелодию” и яркое “я”: каждый из бойцов – Кирилл, Андрей, Олег – с ревностию стоят на страже собственной индивидуальности, потому что они – умные и хитрые, потому что они знают: чем ближе артист к общему ряду, тем больше у него шансов испариться без надежды на то, чтоб кто-то вспомнил его имя.
И у “Иванушек” уже есть собственная мифология, страхующая их от забвения: мифология начинается и завершается Игорем Сориным, космически одаренным поэтом и певцом, трагически нелепо ушедшим от нас, до известной степени “городским сумасшедшим”, который если и мог состоять в какой-то группе, то исключительно в “Иванушках”: призываю в свидетели все пьесы, пропетые им и всегда! – полные пронзительной прозрачной меланхолии.
“Подожди меня…” – это не логическое завершение легенды, каковое расслышали в песнях критики. Это лирика взрослых парней, набравших силу, и удачное совпадение лирики с возможностью силу продемонстрировать.
Грусти, да, побольше, но все течет, не имитировать же ликование! Лодочку вдоль берега течением несет, а она, видишь, все норовит нырнуть в водоворот, но что они водоворотов не видали?!
Видали, видали, пели водовороту песни, и водоворот их отпускал.
Отар КУШАНАШВИЛИ.