Президент «Кинотавра» считает, что фестиваль должен быть праздником
– Если подводить итоги 10-летней истории «Кинотавра», то с чем, на ваш взгляд, фестиваль подошел к этой дате? В чем была главная цель фестиваля и насколько эта цель достигнута? Куда пойдет фестиваль дальше?
– Главное, что трудные годы прошли. Хотя бы в этом наша задача выполнена. Спросите меня: как это мы сделали, я ответить, наверное, сейчас уже не смогу. Но при всех сложностях «Кинотавр» сумел стать первым фестивалем в отечественном кино и получить поддержку как на уровне Союза кинематографистов, так и на правительственном уровне, и со стороны президентской администрации и Президента России.
Помимо этого – объединяющий фактор, что касается и личного и делового общения. При всем при том, что кинематографисты в последнее время не очень просто друг с другом сосуществуют, и вы это прекрасно чувствуете, фестиваль все-таки их сближает. С каждым годом у него все больше и больше друзей, и он уже привлекает совсем другое внимание.
Ну а что грядет… Сегодня много планов и, говоря об этом, я стучу по дереву, и хочу верить, что сегодняшний первый опыт создания этой новой экономической ситуации вместе с нашими единомышленниками, которые взяли на себя финансирование фестиваля с надеждой, что фестиваль будет в конце концов возвращать деньги, этот опыт будет удачным. И надеюсь, что создаваемая компания будет заниматься в дальнейшем не только фестивалем, но и производством картин, и заработает подписанный Закон о кино, и в следующее столетие мы войдем с уже серьезной экономической подоплекой, и 2000 год даст нам новые картины.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние дел в молодом российском кино? Хотя бы на примере конкурса «Дебют».
– Я скажу по личному опыту. Не хочу давать никаких серьезных оценок, хотя и на том фестивале были откровения, я имею в виду фильм «День рождения», и сегодня ряд картин, как говорят – я сам еще не видел и буду смотреть только на фестивале – заслуживает внимания. Но что касается самого процесса, то я в последнее время снимаюсь у молодых режиссеров – говорю в данном случае не конкретно о возрасте, а о первых картинах. Я, к большому сожалению, могу сказать, что хотя и получил, безусловно, большое удовлетворение от общения, но вот что касается «мускулатуры» или опыта, то я большего ждал от тех картин, в которых снимался в последний год.
– В этой «новой экономической ситуации», о которой вы говорите, при преобразовании фестиваля в Группу компаний «Кинотавр», изменятся ли ваши функции?
– Я все-таки прежде всего занимаюсь своей профессией, я актер, работаю в театре и надеюсь сниматься в кино. Но за десять лет многое отдано, материализовано, сделано и явно уже произошло, и фестиваль вышел на другой уровень, на другие оперативные просторы и, конечно, отворачиваться от него или бросать его мне бы не хотелось.
Если наши взаимоотношения будут в дальнейшем развиваться и мы будем находить какие-то возможности не только проводить фестиваль – а на фестивале я останусь в этом качестве – но и заниматься производством картин, то я, конечно, хотел бы принимать творческое участие в работе с сегодняшними экономическими структурами и, естественно, с Рудинштейном, но отвечать за художественную часть, под которой я подразумеваю определение идеологии, подбор сценариев, режиссуры. Тем более, есть что делать – скажем, роман Володарского «Записки самоубийцы», который мы, кинематографисты, я считаю, просто не имеем права оставлять без внимания. И есть ряд интересных сценариев, появляется много хорошего материала.
– Конкурсная программа в этом году – насколько вы оцениваете ее уровень, насколько она, на ваш взгляд, отражает сегодняшнее отечественное кино?
– Думаю, что в этом году была представлена вся палитра. Представлены разные почерки, разные подходы, зачастую спорные, разные тенденции, разные концепции, включая и жанровое кино. И это замечательно.
Дмитрий АНОШИН,
“Кинотавр Газета”.