КОМПРОМАТ “ГАЗПРОМУ” НЕ ПОМЕХА

Активизация капиталов “Газпрома” в самых разных отраслях российской промышленности сегодня пугает многих. Выход на отечественные и зарубежные рынки “Газпромэнерго”; ставший достоянием гласности, но пока не реализованный проект создания компании “Газметалл”; участие аффилированных структур “Газпрома” в борьбе за контроль над добычей архангельских алмазов… Уже сами названия созданных и проектируемых дочерних и аффилированных структур крупнейшей отечественной корпорации указывают на широту ее нынешних интересов. Естественный монополист, расчленение которого еще недавно рассматривали как одно из условий начала зарубежных долларовых инъекций, не просто отказался от операции, но начал с упорством расширять сферу своего влияния. И потекли потоки компромата…

Естественные потребности естественной монополии

Эксперты утверждают, что в основе новой промышленной политики “Газпрома” лежит стремление разобраться с долгами, в которых погрязли практически все отечественные потребители газа. Тотальный монетаризм, бывший в последние годы основой экономической политики государства, привел в итоге к своей полной противоположности – хроническим неплатежам и натуральному обмену, которые запутали финансовые отношения между предприятиями до степеней невероятных. “Газпром” может сегодня вернуть свои долги только двумя способами. Во-первых, начать таскать отечественную промышленность по арбитражным судам, что неизбежно потребует последующего банкротства предприятий-должников и передачи части их собственности “Газпрому”. Поскольку после 17 августа в России со свободными средствами плохо, перепродать отсуженные акции будет некому. Чтобы превратить эти акции в деньги, “Газпрому” придется восстанавливать разрушенное хозяйство бывших должников. Второй способ проще: минуя длительную судебную войну, сразу же приобрести существенные доли в акционерном капитале этих предприятий через дочерние и аффилированные структуры, активизировать работу с уже имеющимися пакетами, добиться смены или обновления управленческих команд и тем самым попытаться оживить отечественную промышленность. “Газпром” выбрал второй путь и намерен навести в финансовой сфере своих должников порядок, дабы отказаться от разнообразных взаимозачетов, бартерных и иных схем, приводящих к неразберихе и воровству. То есть воссоздать нормальную, понятную схему прозрачных денежных взаиморасчетов, которая, в частности, позволяет нормально платить налоги.

В процессе разработки этого плана выяснилась очевидная истина: разрозненными действиями и “адресной” помощью уже не обойтись. Например, металлургические комбинаты, которые являются едва ли не самыми крупными потребителями газа (и едва ли не самыми крупными должниками), из экономической ямы вытащить нельзя, пока не будет наведен порядок на горно-обогатительных комбинатах. Таким образом “Газпром” был поставлен перед необходимостью воссоздания целых технологических цепочек. В рыночных условиях процесс такой реконструкции можно обеспечить только одним способом – через комплексную работу с пакетами акций на всех основных предприятиях “цепочки”. Возможно, эта новая стратегия, реализации которой “Газпром” не посвящал ни презентаций, ни пресс-конференций, еще долгое время оставалась бы исключительно внутренним делом корпорации и ее партнеров. Но тут “Газпром” столкнулся с серьезными противниками, которым сегодня, в буквальном смысле, уже нечего терять.

Виртуальный капитализм

Методы, какими была в России проведена приватизация, не критиковали только ленивые да сами “либеральные монетаристы”. Период первоначального накопления конца 80-х – начала 90-х годов породил феномен так называемых новых русских, которые и выступили основными участниками увлекательной и динамичной игры в раздел госсобственности. Только они могли быстро вынуть из кармана необходимую сумму, чтобы выхватить у конкурента кусок реальной собственности, выраженной не в падающем рубле – а в руде, нефти, кирпиче и металле. Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы и самые разнообразные аукционы обогатили российских нуворишей грудами акций огромного количества предприятий. “Новые русские” стали новыми собственниками. Но темпы распродажи были настолько высоки, а новые собственники настолько некомпетентны в промышленной сфере, что приобретенные ими предприятия оказались крайне разрозненными. Структура собственности никак не вписывалась в структуру промышленных связей. Управлять ею оказалось невозможно. Движимые корыстными побуждениями, новые собственники махнули рукой на инвестиции и сосредоточили свое внимание на выкачивании из доставшихся им предприятий максимально высокой прибыли за максимально короткое время. Место “красных директоров”, ничего не смысливших в глобальных рыночных финансовых механизмах, зачастую занимали менеджерские команды, имевшие слабое представление о стратегии развития производства. Но зато – умевшие с легкостью оперировать финансовыми схемами.

После событий 17 августа, когда руины пирамиды ГКО похоронили под собой наши абсолютно виртуальные финансовые рынки, “крутить деньги” стало сложнее. Волчок “виртуального капитализма” завалился на бок. Ценность предприятий, способных приносить быструю прибыть, особенно из числа работающих на экспорт, резко возросла. И в этой ситуации к новым собственникам, владеющим крупными пакетами акций таких предприятий и уже успевшим вкусить прелести своего нового положения, вдруг приходят кредиторы от “Газпрома”, РАО “ЕЭС” и предлагают или менять стратегию, или продавать акции. Причем послать куда подальше этих представителей нельзя – им нужно не любое предприятие, а именно это, конкретное предприятие, входящее в конкретную производственную цепочку…

Цепная реакция

Неудивительно, что особое внимание агентов “Газпрома” на рынке инвестиций привлекли металлургические предприятия Курской магнитной аномалии. Так, например, наиболее известные из них – компании “Газпроминвестхолдинг” и “Интерфин”, договариваясь с другими акционерами, сегодня стремятся нормализовать работу всей промышленной “цепочки” – от добычи руды до проката металла. В качестве постоянных партнеров их усилия поддерживают солидные западные компании, в том числе британская “Миддлсекс холдингс”. Достаточно спокойно партнерам удалось добиться проведения согласованной политики на Оскольском электрометаллургическом комбинате (ОЭМК). Сложнее навести порядок на Лебединском горно-обогатительном комбинате (ЛГОКе), который, судя по заявлениям представителей “Российского кредита”, до сих пор принадлежит структурам, связанным с этим банком. Полгода назад ЛГОК, являющийся основным поставщиком сырья для многих металлургических комбинатов, был на грани финансового краха, а впоследствии неоднократно упоминался в прессе в связи с так называемой “песочной аферой”, будто бы организованной его руководством.

По логике вещей, восстанавливая производственные связи в металлургической отрасли, “Газпром” должен был дойти и до Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), крупный пакет акций которого с декабря 1997 года контролирует группа “МФК-Ренессанс” и лояльное к ней руководство завода. Но вот тут-то и нашла коса на камень…

Команда менеджеров, управляющая НЛМК, в полной мере владеет бухгалтерскими приемами, описанными выше. По данным авторитетного лондонского издания “Steel Week”, объем производства проката на комбинате в 1998 году снизился по сравнению с 1997 годом на 13,6 процента, а производство нерафинированной стали сократилось на 11 процентов. Отнюдь не случайно представители инвестиционного фонда “Кембридж кэпитал менеджмент”, которому принадлежит 17 процентов акций НЛМК, неоднократно обвиняли руководство завода в неудачном управлении комбинатом и недостаточной прозрачности компании. Как только начались переговоры между инвестиционным фондом и партнерами “Газпрома” о продаже представителям последнего указанного пакета акций, весь пакет был… арестован по решению Липецкого арбитражного суда. Президент фонда Томас Гаффни буквально на следующий день заявил, что, по его мнению, арест спровоцирован руководством НЛМК, в частности членом совета директоров Владимиром Лисиным и президентом “МФК-Ренессанс” Борисом Йорданом.

Вслед за этим в некоторых центральных газетах началась самая настоящая информационная война с представителями и партнерами “Газпрома”. Именно на них попытались свалить вину за якобы проведенную ЛГОКом “песочную аферу” – хотя как раз в то время, согласно документам, представители дочерних и аффилированных предприятий “Газпрома”, не владеющих контрольным пакетом комбината, пытались навести элементарный порядок в его финансовых делах.

“Слабое звено” в цепи “Газпрома”

Известно, что хорошо отработанная в России тактика “войны компроматов” требует атаки на конкретного человека, играющего в стане противника одну из ключевых ролей. В стане газпромовских “инвестиционных активистов” эту роль играет Алишер Усманов: “акула” российского капитализма, “финансовый гений” – оценки его личности колеблются в зависимости от финансовых интересов оценивающего. Усманова можно назвать одним из авторов неоднократно упомянутой “цепной” схемы реорганизации промышленности, предполагающей воссоздание разорванных в процессе беспорядочной “прихватизации” производственных связей. Он, пожалуй, – основное звено нового масштабного проекта “Газпрома” и его партнеров. Усманов, по оценкам союзников и противников, – и его идеолог, и организатор, и мотор. Одно перечисление занимаемых им должностей может вызвать оторопь: первый заместитель генерального директора “Газпроминвестхолдинга”, исполнительный вице-президент “Миддлсекс холдингс”, заместитель председателя совета директоров ОЭМК. И одновременно Усманов – самое слабое в проекте звено, с точки зрения компромата…

Алишер Усманов родился в 1953 году в Ташкенте, в 1976 году получил образование в МГИМО. Затем работал в Центре научной информации Президиума АН Узбекской ССР. В 1980 году был осужден на 8 лет по уголовному делу о вымогательстве. По информации из компетентных источников, дело против Усманова было сфальсифицировано, а его “раскрутка” имела весьма тривиальную по тем временам причину – борьбу узбекских кланов. Совсем не случайно слушалось оно не в суде, а на закрытом заседании Военного трибунала Туркестанского военного округа… Потом началась перестройка. В 1986 году Усманова досрочно освободили, а в 1989 году с него была снята судимость. Однако добиться полного пересмотра приговора Усманов не успел – развалили СССР, и судебный орган, вынесший приговор, канул в Лету…

Но как бы то ни было, слив компромата к желаемым результатам пока не приводит. В “Газпроминвестхолдинге” коллекционируют опровержения отечественных и зарубежных газет, сожалеющих о собственных ошибках. А председатель совета директоров “Миддлсекс холдингс” лорд Д.Оуэн, министр иностранных дел Великобритании в 70-е годы, в своем официальном письме выразил Усманову полную поддержку и еще раз подтвердил его полномочия. И хотя оппоненты Усманова и проводимой им новой промышленной политики по-прежнему ставят его липовое “уголовное прошлое” в вину как “Газпрому”, так и его дочерним структурам, уже сегодня отечественным предприятиям и серьезным западным партнерам очевидно: это не более чем запрещенные приемы в ходе борьбы. Борьбы, которая для одних является войной за собственность, а для других – за возможность вернуть свои деньги и получить гарантии нормальной работы в дальнейшем. Перспективы этой схватки пока не очевидны. С другой стороны, один из “отцов” отечественного монетаризма Анатолий Чубайс, оказавшись у руля другой естественной монополии – РАО “ЕЭС”, чьи проблемы с долгами подобны проблемам “Газпрома”, – также начинает создавать “цепные” промышленные связи, и по той же схеме. Возможно, эти “цепные” промышленные схемы и люди, способные их создавать, окажутся теми самыми “внутренними резервами” нынешнего правительства, на которые ему сегодня только и остается надеяться.

– Где будут нормальные платежи, там не будет ни экспансии, ни скупки контрольных или блокирующих пакетов, – заявляет сегодня Алишер Усманов. – Нам нужно 3 – 5 лет, чтобы навести порядок и перейти от выживания к развитию.

Дадут ли этот срок “Газпрому” и его партнерам “гроссмейстеры” информационных войн – побитые кризисом, но пока не побежденные? Осмелюсь предположить, что в скором времени от них будет зависеть все меньше и меньше. Опыт последних месяцев показывает: компромат “Газпрому” не помеха.

Никита АЛЕКСАНДРОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИЗНАСИЛОВАНА. И ПОСАЖЕНА В ТЮРЬМУ
ТВ 6 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAXIDROM-99
Отставка Примакова: каковы ее причины и последствия?
КОЕ-ЧТО ИЗ ЖИЗНИ “КИНОТАВРА”
МИГРЕНЬ – ПОВОД ДЛЯ СОЧУВСТВИЯ


««« »»»