Отставка Примакова: каковы ее причины и последствия?

Михаил ГОРБАЧЕВ,

экс-президент СССР:

– Правительство Примакова справилось с задачей, когда оно оказалось на пепелище, когда мы, вообще, стояли над пропастью и могли туда свалиться. Оно предотвратило падение, стабилизировало ситуацию, в конце концов наладило отношение с МВФ (хотя Западу и не нравилось правительство Примакова, потому что защищало российские интересы). У нас даже начинали возникать предпосылки постепенного оживления экономической ситуации. Теперь все эти результаты поставлены под угрозу.

Владимир ЛИСИЧКИН,

председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы:

– При правительстве Примакова значительно снизились темпы инфляции, были заложены крепкие перспективы для улучшения благосостояния страны. Но Б.Н.Ельцин воспользовался своим конституционным правом, это было в его полномочиях. Что будет дальше, поживем – увидим.

Юрий ЛУЖКОВ,

мэр Москвы:

– У меня этот факт вызывает сожаление. Я не считаю правильной отставку Примакова ни в деловом, ни в государственном, ни в личном плане. Я не думаю, что при этой отставке были названы какие-то очень серьезные причины, которые могли бы объяснить отставку Примакова, – их просто нет.

С другой стороны, это решение принято в пределах конституционных прав президента и, при всем нашем сожалении, мы должны оценить это решение президента как правовое.

Я думаю, что сейчас нам очень важно обеспечить спокойствие в городе, не давать повода властным структурам все это раскрутить до уровня чрезвычайщины.

Андраник МИГРАНЯН,

политолог:

– Отставка Примакова не является неожиданностью. С очень большой вероятностью она предполагалась, вопрос заключался только в выборе времени. Этот выбор президентом сделан абсолютно точно. И даже кандидатура, предложенная на место премьера, является очень продуманной.

Все действия президента совершаются в условиях противостояния Кремля всем и вся. Это можно рассматривать как боевую операцию, и не случайно силовик оказывается кандидатом на место премьера.

Уже голосования в Совете Федерации по Скуратову показали, что без абсолютно надежного и лояльного премьера президент не сможет добиться ни по одному серьезному вопросу положительного для себя результата. Поэтому перед столь важным и решающим для президента событием, как импичмент, он решил отмобилизовать свои силы и в первую очередь самый важный ресурс – правительство.

Помимо всего прочего, назначение Степашина – руководителя МВД и вице-премьера, курирующего силовой блок, – может быть использовано как фактор устрашения.

Готовность Кремля прибегнуть к решительным действиям возможно напугает часть колеблющихся депутатов при голосовании по вопросу об импичменте.

Как бы то ни было, отставка Примакова и назначение Степашина – это начало наступления президента по всему фронту с целью вернуть себе в значительной степени утраченные политическое пространство и политическую инициативу. Насколько ему это удастся, зависит от многих факторов – от поведения оппозиции и ее мобилизационных возможностей, от способности к группировке и взаимодействию влиятельных элитных групп, ориентированных на Примакова и Лужкова против президента и его команды, и, что еще более важно, от готовности Запада на данном этапе оказать быструю и действенную помощь новому правительству.

Никита МИХАЛКОВ,

кинорежиссер:

– То, что произошло, – это результат слабости власти, результат неопределенности пути. Отсутствует политическая воля к тому, чтобы определить свою дорогу, сформулировать национальную идею, объяснить людям наконец, куда они идут, что строят и что их ждет впереди.

Если люди будут знать и надеяться, если они поймут суть происходящего, они смогут и терпеть, и, если нужно, подзатянуть пояса. Но необходимо же объяснить! А когда приходится узнавать с телеэкрана, что сегодня назначен один, снят другой – без причин и объяснений, люди теряют всякое доверие к власти.

Нет желания работать, добиваться результатов, потому что потеряны сами смысл и цели жизни.

Владимир РЫЖКОВ,

лидер фракции НДР Госдумы:

– Наша фракция все последнее время предупреждала, что этот кризис надвигается. Мы постоянно убеждали инициаторов импичмента в том, что необходимо прекратить эту процедуру. Мы говорили им о том, что они провоцируют президента на ответные резкие шаги. С другой стороны, мы постоянно обращались к президенту, чтобы он избегал отставки Примакова и полномасштабного правительственного кризиса. К сожалению, к нам не прислушались левые фракции и “Яблоко” – с одной стороны, и президент – с другой стороны, именно они стали архитекторами сегодняшнего кризиса.

Фракция не меняет своей позиции по импичменту. Мы по-прежнему считаем, что все выдвинутые пять пунктов не имеют под собой юридической силы и политически нечестны. Но если иметь в виду общую позицию Государственной Думы, то, к сожалению, правы те, кто говорит, что отставка Примакова добавит голосов сторонникам импичмента. Думаю, что вопрос об утверждении кандидатуры Степашина столкнется в Думе с очень большими трудностями.

Николай РЫЖКОВ,

лидер фракции “Народовластие”:

– Мы неоднократно предупреждали, что не допустим раскручивания политической нестабильности. Примаков за несколько месяцев все-таки смог добиться политической стабилизации в стране. Но есть силы, которые действительно спровоцировали то, что произошло.

В отношении импичмента можно с уверенностью сказать, что число депутатов, готовых проголосовать “за”, сегодня значительно увеличилось.

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ,

спикер Госдумы:

– Все фракции подтвердили, что в четверг с 10 утра Дума будет обсуждать ту повестку дня, которую мы утвердили (то есть процедуру импичмента). Что касается кандидатуры Степашина, у нас есть недельный срок – не позже следующей среды, – когда мы должны будем заняться этим вопросом.

Все фракции, кроме ЛДПР, высказали свое несогласие с решением президента об отставке правительства Примакова.

Александр ШОХИН,

депутат Госдумы:

– Отставка правительства произведена в полном соответствии с Конституцией. В том, что это случилось, лично я ничего драматического не вижу. Но президент, мне кажется, не учел всей политической обстановки. Примаков мог сделать еще очень много, ситуация была контролируемая. Его Кабинет пользовался поддержкой парламента, рейтинг Евгения Максимовича среди населения был достаточно высок.

Какие могут последовать изменения в стране? Ну, во-первых, я уверен, что на процесс импичмента события нисколько не повлияют. Нет твердой уверенности, что депутаты смогут с первого раза утвердить предложенную президентом кандидатуру нового премьера. Так что в течение трех ближайших недель страна опять окажется ввергнутой в очередной политический кризис. Нельзя исключать и возможность досрочного роспуска Государственной Думы, если она троекратно отклонит президентскую кандидатуру. Думаю, что, если бы Примаков заявил, что уйдет в отставку, если процедура импичмента не будет приостановлена, коммунисты бы несколько задумались. Есть что-то символичное в том, что об отставке Примакова узнали в тот момент, когда председатель Комитета по импичменту зачитывал окончательную редакцию своего доклада.

Рубрику ведет Любовь МАЧУЛА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КОМПРОМАТ “ГАЗПРОМУ” НЕ ПОМЕХА
ИЗНАСИЛОВАНА. И ПОСАЖЕНА В ТЮРЬМУ
ТВ 6 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAXIDROM-99
КОЕ-ЧТО ИЗ ЖИЗНИ “КИНОТАВРА”
МИГРЕНЬ – ПОВОД ДЛЯ СОЧУВСТВИЯ


««« »»»