ТАЙНЫ ТРЕТЬЕГО УПРАВЛЕНИЯ

О том, что материально-техническая база российских научных учреждений нередко используется не по назначению и часто служит основой для личного обогащения руководителей различного ранга, известно давно. Однако с тех пор, как наша наука была посажена на «голодный паек», всегда существовало примерно такое оправдание: что делать, надо как-то деньги зарабатывать, надо как-то содержать всю эту сложную систему, надо выживать. Поэтому сдавались помещения, принадлежащие российским НИИ, научным и медицинским центрам, скудные бюджетные перечисления пускались в оборот… В общем, «наука» выживала. А то, что при этом и происходили какие-то злоупотребления, было уже частностью. Если, конечно, злоупотребления не становились предметом интереса СМИ и правоохранительных органов.

Не так давно одно московское издание опубликовало шокирующую информацию – в помещениях, принадлежащих Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России (Медбиоэкстрем), компетентные органы «накрыли» публичный дом. Благоустроенный, прекрасно оборудованный, готовый к приему самых искушенных клиентов публичный дом. Понятно, что персонал этого заведения был далек от проблем химической и радиационной безопасности, однако безопасность другого рода, не требующая бюджетного финансирования, так же как и готовность персонала воплотить самые невероятные фантазии «пациентов», не вызывали никаких сомнений.

Сегодня на свет выплывают другие факты таинственной деятельности Медбиоэкстрема, может быть, не столь шокирующие, но не менее губительные и для репутации этого почтенного учреждения, и для науки в целом.

Когда-то Третье Главное управление при Минздраве СССР было одним из наиболее закрытых, в информационном смысле, медицинских учреждений Советского Союза. Созданное в 1947 году и возглавляемое поначалу лично Лаврентием Берией, Управление занималось проблемами радиационной и химической безопасности. В его распоряжении было новейшее оборудование и широкая сеть лечебно-профилактических, научных и исследовательских центров, когда-то переданных Третьему главку Министерством атомной промышленности.

В начале девяностых деятельность Главка была рассекречена, однако получение какой-либо информации из этого ведомства по-прежнему практически невозможно. Лишь изредка со слов бывших сотрудников Управления можно понять, что, помимо основного направления – обеспечения химической и радиационной безопасности граждан, – руководство главка на базе вверенных ему объектов развивает то особое направление в бизнесе, которое даже во времена всеобщей индивидуально-трудовой эйфории ни у кого, включая представителей Закона, одобрения не вызвало бы. Некоторые объекты попросту превратились в личные кормушки для их руководства. Сложная и таинственная сущность Медбиоэкстрема в целом служит хорошим прикрытием для многочисленных злоупотреблений – начиная со сдачи помещений, которых у Управления предостаточно, и заканчивая использованием бюджетных средств, на недостаток которых обычно принято жаловаться.

Приведем один пример. Центральная стоматологическая поликлиника Медбиоэкстрема (ЦСП), расположенная по адресу: Москва, ул. Гамалеи, 15, стала пристанищем сразу для трех коммерческих фирм, специализирующихся на стоматологии – немецкой фирмы «Аладент – Брдент», специализирующейся на оптовых поставках протезирующих материалов, и российских «Эксподент» и «Альтер Дент Медицинс». Однако, по словам людей сведущих, несмотря на приток свежей частной коммерции, бюджетная поликлиника работать лучше не стала. Напротив, теперь лечение зубов в этом учреждении связано с дополнительными, никак не вяжущимися с ведомственной, а значит – бесплатной сущностью ЦСП, расходами. Теперь россиянам, измученным борьбой с кариесом, предлагают вначале прикупить заморские и далеко не дешевые материалы у перечисленных выше компаний. Таким образом, смысл существования ведомственной поликлиники как-то теряется, а вместе с тем утрачиваются и те льготы, которые имеют работники химической и ядерной промышленности России, о чьем здоровье, собственно, и должны заботиться сотрудники поликлиники.

Тем не менее эта ситуация, несмотря на ее абсурдность, сохраняется. Многие связывают ее с нынешним директором поликлиники Олесовой Валентиной Николаевной. А Олесову, в свою очередь, связывает давняя дружба с начальником всего Управления – Ревой Владимиром Дмитриевичем, зародившаяся еще в Новосибирске, откуда оба приехали руководить.

По существующему среди сотрудников поликлиники убеждению, коммерческие фирмы работают в помещениях ЦСП «на основе личной договоренности» с Олесовой. Больше того, «Альтер Дент Медицинс» зарегистрирована на Олесова Артема Евгеньевича, сына г-жи директрисы и штатного экономиста поликлиники, а в «Эксподенте» Артем Евгеньевич служит «директором филиала». Учитывая это, подозрения в существовании «личной договоренности» могут показаться не столь уж маловероятными.

Благодаря такой связи и, как утверждают, личному покровительству В.Д.Ревы вполне частные дантисты имеют редкую по нашему времени возможность не оплачивать телефон, транспорт и коммунальные услуги – эти расходы взяла на себя ЦСП. Ну и кроме того, совершаемые время от времени вливания из скудного бюджета Управления также были бы, видимо, невозможны без существования неких «личных договоренностей». Так, еще в августе прошлого года начальник Управления В.Д.Рева подписал и оплатил счет на 22 с половиной тысячи долларов на покупку стоматологического оборудования для поликлиники. Деньги ушли на счета фирмы «Эксподент», а поставки оборудования не случилось.

Подобное расходование «скудных бюджетных средств» не может не волновать сотрудников ЦСП, поэтому нет-нет да и тянет кого-то на мрачные откровения. Одна из старейших сотрудниц поликлиники призналась, что «с тех пор, как главным врачом к нам прислали из Федерального управления Олесову Валентину Николаевну, приехавшую из Новосибирска, наша поликлиника превратилась в частное предприятие семьи Олесовых – на территории поликлиники стали появляться полукриминальные частные фирмы, торгующие импортными стоматологическими препаратами, деньги, которые выделяет Федеральное управление, идут на закупку малополезного для работы и дорогостоящего оборудования, доставка которого происходит многие месяцы, а то и вовсе не происходит».

Конечно, о степени криминальности этих фирм судить не нам и не медицинским работникам, а органам, называемым «компетентными», но одно из признаний этой сотрудницы способно задеть за живое кого угодно. Это вечный квартирный вопрос: «Я всю жизнь честно работаю и не могу позволить себе купить квартиру даже однокомнатную, а наши новые сотрудники, приехавшие в Москву пару лет назад и вначале одалживая деньги на обед и живя в общежитии, теперь покупают себе двух – трехкомнатные квартиры. Не могу не отметить тот факт, что для нас, старых работников поликлиники, складывается обстановка, при которой нас постепенно заменяют людьми, приехавшими со всех концов бывшего Союза. Мы все боимся скоро остаться без работы».

Действительно, в поликлинике говорят в последнее время на самых разнообразных диалектах «великого могучего», которыми так богато постсоветское пространство. Что-то подобное, видимо, наблюдалось после падения Вавилонской башни, когда Господь смешал языки и люди перестали понимать друг друга. Во всяком случае, говорят, что Валентина Николаевна Олесова уже давно не понимает старых сотрудников этого учреждения – она много путешествует по свету, что на скромную профессорскую зарплату в общем-то невозможно, проводит в поликлинике платные занятия и… решает все тот же квартирный вопрос.

На самом деле, жилищные комбинации как семейства Олесовых, так, кстати, и начальника Управления В.Д.Ревы, также крайне интересны и вполне, если верить рассказам, заслуживают пера автора «Мастера и Маргариты», но это их личное, надо полагать, дело. А вот за поликлинику, когда-то одну из лучших в Москве, действительно обидно. Бедная, бедная российская наука!

В.КОРОЛЕВ, И.СМИРНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОСТИТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ
МИР СЕГОДНЯ И СУДЬБА РОССИИ
ЗА ПИЩЕЙ ДУХОВНОЙ… В РЕСТОРАН
ЛУК, МАЛИНА И ЧЕСНОК ГРИПП НЕ ПУСТЯТ НА ПОРОГ
ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО
ЙЕН БРАУН ПОЛОН МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В ТО ВРЕМЯ КАК ПАНЫ ДЕРУТСЯ, ЭКОНОМИКА ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
Я САМА – ПРО ЭТО. НЕ КРАСНЕЯ
Тайны третьего управления


««« »»»