БИТВА ЗА САМОТЛОР

Нефтяная война за обладание «советским Кувейтом» вступает в новую фазу

БОЛЬШАЯ УДАЧА И МЕЛКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ

8 сентября в Нью-Йорке в торжественной обстановке, при участии президента Владимира Путина Тюменская нефтяная компания подписала с Экспортно-импортным банком США соглашение о получении кредита на общую сумму 672 миллиона долларов. Этот крупнейший в истории кредит, выделенный российской частной компании, позволит ТНК сделать значительный рывок в своем развитии. Половину американских денег планируется пустить на увеличение добычи нефти на Самотлорском месторождении, а другую половину – на модернизацию Рязанского НПЗ, основного перерабатывающего предприятия тюменского холдинга.

Это событие дает известный повод для оптимизма. Теперь ТНК получает реальную возможность дальше разрабатывать Самотлор – богатейшее сибирское месторождение, которое и до сих пор еще некоторые называют «советским Кувейтом». Что и говорить, в эпоху застоя КПСС только и делала, что продавала самотлорскую нефть и припеваючи жила на эти самые нефтедоллары. По официальным данным, прибыль полученная СССР за все время разработки Самотлора (с начала 60-х годов) составила 280 миллиардов долларов.

И все было бы совсем хорошо, если бы жизнь «тюменцев» не отравляли всякие мелкие неприятности. Например, недавние обыски в четырех офисах ТНК в Нижневартовске. Что искали, не очень понятно, но изъяли и унесли с собой коммерческую документацию за три последних года. Как оказалось потом, не вполне законно. ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», одно из пострадавших, пожаловалось в суд, который, рассмотрев все обстоятельства дела, постановил вернуть документы истцу. Но это так, к слову. На главный же вопрос: что является причиной этих обысков, – представители ТНК так и не получили никакого вразумительного ответа. Между тем, нетрудно можно предположить, кто за всем этим стоит. Никому другому так не выгодно ослабление позиции ТНК, как компании «Славнефть», и в частности ее вице-президенту Виктору Палию.

ВОЛК-ОДИНОЧКА

Виктор Остапович Палий – личность весьма известная и в своем роде даже знаменитая. Начнем с того, что с советских времен он сидел в кресле гендиректора НПО «Нижневартовскнефтегаз», разрабатывавшего тот самый «российский Кувейт» – Самотлор. В Москве ему оказывали всяческий почет и уважение, а у себя в Нижневартовске он и вовсе был царь и бог. Ну а после развала СССР, «трагической гибели» КПСС и начавшихся после всего этого хаоса и неразберихи Виктор Остапович действительно сделался единственным хозяином российского «Кувейта».

И тут, как по волшебству, все переменилось. То есть, «Нижневартовскнефтегаз» продолжал работать, добывая нефть и поставляя ее на экспорт, но прибыли стали уменьшаться в геометрической прогрессии, а потом и вовсе сошли на нет. Очень быстро процветающее предприятие сделалось одним из самых крупных должников государства: середине 1997 года долг ННГ достиг уже астрономической суммы – более 2 триллионов рублей – и продолжал расти. Зато прибавлялось миллионов на оффшорных счетах Палия за границей – на Каймановых островах, Бермудах, в банках Италии и еще Бог знает где. Злые языки утверждали, что уже в 1994 году деньги на счета поступали регулярно, от 1,5 до 1,8 миллионов долларов в месяц. Эта фантастическая ситуация продолжалась довольно долго, и государство ничего не могло поделать. Казалось бы, у правительства в руках все рычаги влияния, в первую очередь контрольный пакет акций. Но увы, никаких ощутимых сдвигов не наблюдалось.

В июне 1997 года правительство предприняло прямую попытку сместить Палия с поста гендиректора. На собрание акционеров «Нижневартовскнефтегаза» вылетел бывший председатель совета директоров ТНК Юрий Шафраник, имеющий директиву представителям государства голосовать против переизбрания Палия. Но его просто не пустили в Нижневартовск. Из-за «нелетной погоды» самолет Шафраника был вынужден приземлиться в Сургуте. И пока глава совета директоров на перекладных, кое-как добирался до цели своего путешествия, собрание успешно состоялось и Палий был переизбран. За него проголосовали 75 процентов акционеров. А через две недели на собрании акционеров ТНК представитель государства Николай Русанов «неправильно» заполнил бюллетень, в результате чего в совет директоров компании вошел не Шафраник, а тот же Палий.

Уйти с насиженного места всемогущему нефтяному «генералу» все же пришлось, но несколько позже. В июле 1997 года состоялся инвестиционный конкурс по продаже 40 процентов акций Тюменской нефтяной компании, который выиграло ЗАО «Новый холдинг», представлявшее интересы группы «Альфа». Палий пытался бороться с новыми хозяевами, но сколько веревочке не виться… Новым хозяевам удалось снять Палия не сразу – гендиректор ННГ сопротивлялся до последнего, даже выиграл суд, доказывая незаконность своего увольнения, но вернуться в прежнее кресло уже не смог. Поэтому он затаился и выжидал удобного момента, а покуда есть свободное время, решил заняться политической деятельностью.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

Тем временем приближался декабрь 1997 года и вместе с ним – выборы в Тюменскую областную думу от Ханты-Мансийского автономного округа. Одно депутатское место в думе предназначалось представителю Нижневартовска. Кандидатов, как водится, было много, они вели активную предвыборную кампанию, уличали друг друга в чем-то…

Как можно легко догадаться, среди претендентов был и Виктор Палий. К этому времени его конфликт с государством настолько обострился, что спасти его мог, пожалуй, только депутатский мандат. Мало того, что задолженность «Нижневартовскнефтегаза» достигла рекордной суммы – около 9 триллионов рублей, так еще Федеральная служба по валютному и экспортному контролю заподозрила руководство ННГ в том, что оно само себе продавало нефть. Естественно, по заниженным ценам. Прикрытием служила оффшорная фирма «Эрмитаж», зарегистрированная в великом княжестве Лихтенштейн. Кстати, ею руководил некий Михаил Некрич, тесно связанный с международной группировкой братьев Черных. Понятно, что г-н Палий очень хотел стать депутатом. Примерно так же действовал в свое время глава МММ Сергей Мавроди.

Как и следовало ожидать, г-н Палий прошел в Тюменскую думу, где и работает до настоящего времени, являясь членом постоянной комиссии по общему законодательству.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕФТЯНОГО “ГЕНЕРАЛА”

25 мая 2000 года руководство Тюменской нефтяной компании официально объявило о планах участия в приватизации «Славнефти». Дело в том, что государство давно подумывало о продаже своего пакета акций компании на нескольких аукционах. Планировалось, что первые такие аукционы пройдут уже в этом году. Но пришедший в «Славнефть» новый президент Михаил Гуцериев резко этому воспротивился, и аукционы уже перенесены на 2001 год.

Гуцериев – человек весьма влиятельный. В свое время он был вице-спикером Госдумы от ЛДПР (можно только предполагать, во сколько это ему обошлось), а до этого руководил банком «Бин», который обслуживал счета оффшорной зоны в Ингушетии. Очевидно, что Гуцериев имеет серьезную поддержку в верхах и может добиться очень многого. Кроме того, к борьбе против ТНК привлечена «тяжелая артиллерия» – недавно вице-президентом «Славнефти» стал… все тот же Виктор Палий.

ТНК заинтересована в приобретении добывающих и перерабатывающих мощностей «Славнефти» – в этом случае тюменский холдинг войдет в тройку крупнейших нефтяных компаний России по уровню добычи. ТНК через начала скупать акции дочерних фирм «Славнефти» и к лету 2000 года владела уже 33 процентным пакетом нефтеперерабатывающего завода “ЯНОС” и 27 процентным «Мегионнефтегаза» – основного добывающего предприятия «Славнефти». Однако Гуцериев с Палием не дремали, готовя ответный ход. На собраниях акционеров этих компаний, а также «Славнефти» представители ТНК не смогли получить ни одного места в совете директоров. После одного из собраний Гуцериев заявил: “Мы закончили первую часть плана под названием “Ответный удар”. Теперь мы начинаем новую его фазу “Возмездие” по разорению и присоединению ТНК. Ею мы будем управлять уже в сентябре”. Кроме того, сейчас Палий активно скупает акции дочерних предприятий ТНК.

В последнее время в этом драматическом противостоянии возник и еще один важный аспект. Дело в том, что в Нижневартовске скоро должны пройти выборы мэра. Точная дата пока не определена, предварительно они назначены на январь 2001 года. Претендентов, как обычно, много, но реальных двое: нынешний мэр Юрий Тимошков, много лет занимающий этот пост и сделавший для города очень много, и… все тот же нефтяной «генерал» Виктор Палий. Кто победит, покажет время. Отметим только, что от результатов этих выборов зависит не только перспектива развития второго по величине города ХМАО с населением 240 тысяч человек, но и будущее месторождения «Самотлор».

Ирина ВАСИЛЬКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БРЭД ПИТТ – ОТ АНГЕЛА ДО ДЬЯВОЛА
ЧЕТЫРЕ ПОВАРА И ОДИН САЛАТ
ПРОСТУДИЛСЯ И ОХРИП – ЭТО ГРИПП
В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ
Синема
ЗАМАЯЧИЛИ ЛИКИ ЛЮБВИ
Наташа, милая!
ГАРАЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
Здравствуйте!


««« »»»