Восток – Запад, или Кто кого сожрет?

1.

“Что день грядущий нам готовит?” Этим животрепещущим вопросом задался как-то в минуту душевной невзгоды некий герой. Герой великого произведения. Произведения выдающегося носителя русскоязычного менталитета.

Вопрос, что характерно, остался без ответа.

Холодная наука предлагает, по сути, всего два варианта развития племени homo sapiens на грешной земле.

Один из них бойчее всего сформулировал американский профессор японского происхождения Френсис Фукуяма в своей работе “Завтрашний день человечества”, а другой в высшей степени убедительно вербализовал Сэмюэль Хантингтон, профессор Гарвардского университета, руководитель Института Стратегических Исследований, главный редактор журнала Foreign Policy.

2.

Итак вариант №1 от Фукуямы.

Самоуверенный японец считает, что новое тысячелетие будет отпечатано всеобщим обогащением, кое неизбежно в силу энергичного развития технологий и информационных сетей. Рано или поздно, утверждает консультант американского Госплана, на планете воцарится радужный мир, а все имеющиеся в наличии социальные системы станут подобны западным либеральным демократиям. Разовьются с Божьей помощью в этакие сытые, жирные и спокойные сообщества.

Простой, как топор, аргумент ученого таков: западные демократии по факту разбили в пух и прах как фашизм, так и коммунизм. То есть, те самые устойчивые социальные системы, которые опирались на грубую силу и унижение человеческого достоинства. Тоталитарные режимы более не отвечают требованиям технологической революции, что и делает их экономически неконкурентоспособными западным демократиям.

Преградами на пути победы свободной, рыночной, либеральной демократии во всем мире являются пока лишь повсеместные вспышки животного национализма и пренеприятнейший феномен под названием исламский фундаментализм.

Но, как показывает практика, народы отведавшие теократии, как, например в Иране, возвращаются постепенно в демократическое лоно. Поскольку агрессивные режимы такого типа не дают развиваться экономике. Что же касается слепого в своей ненависти национализма, то у него не бывает ни политической программы, ни идеологии. А следовательно, как устойчивая форма существования социума, он не жилец.

Благодаря быстрому развитию коммуникационных технологий, безликое общество жадного потребления завоевывает все новые территории, и примером победы “западного” образа жизни на чужой культурной базе является Япония, которая полностью сохранила свою морально-нравственную специфику, перейдя на западную систему жизнедеятельности.

3.

Таким образом, по мнению японского американца, человечество медленно, но верно двигается к всеобщему миру в процветании.

Свой оптимизм Френсис Фукуяма считает вполне оправданным. Поскольку, во всяком случае – пока, не существует примеров возврата к тоталитаризму в странах с высоким национальным доходом на душу населения. А высокий доход гарантируется только демократически рыночными формами отношений. К тому же страны победившей демократии друг с другом не воюют.

Нового человека, по мнению профессора, мировое сообщество будет растить коллективно, пользуясь научными достижениями, а не агитпропом, который на примере фашистской Германии и славного СССР доказал свою несостоятельность.

Сей взращенный благодаря успехам генной инженерии совершенный человек скорее всего будет андрогином. Уже сейчас препараты, которыми лечат склонных к агрессии американских подростков, делают их похожими на девочек. А лекарства, прописываемые страдающим от хронических депрессий женщинам, развивают в дамах мужские черты. Таким образом, адекватным членом общества лучезарного будущего станет существо третьего пола. Платон, возможно, как в воду глядел…

4.

Версия №2 от Хантингтона.

Совсем другую перспективу развития многострадального человечества видит заслуженный гарвардский профессор. По его авторитетному мнению, мотором истории в разные времена могут быть разные формы человеческих проявлений. Классовая борьба и соперничество наций уже были движущей силой исторического процесса. А вот начало третьего тысячелетия ознаменуется резким в своей кровавости столкновением “цивилизаций”.

Таких цивилизаций на сегодняшний день всего восемь: западная (включающая Центральную и Западную Европу плюс Северную Америку), конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славянская, латино-американская и африканская.

Пожилой ученый утверждает, что война между цивилизациями уже началась. И его ясный – словно взгляд убийцы – прогноз неутешителен. Западная загнется первой. Ее представители уже давно утратили свою историческую индивидуальность, о защите которой близоруко забыли в погоне за материальными благами. К тому же, псевдоборцы за гуманизм дали укорениться на своей территории представителям других цивилизаций. И таким образом заминировали себя изнутри.

Директор Института Стратегических Исследований бьет тревогу, обращая внимание беззаботных соплеменников на то, что западная цивилизация стала постепенно терять связь с историческим прошлым в процессе самомодернизации.

Количество неврозов и психических отклонений в прогрессивных странах неуклонно растет, а желанный экономический подъем, по мнению худосочного кабинетного мыслителя, возможен и без всякого соблюдения как прав человека, так и демократических свобод, что наглядно доказывают страны Азии.

Поэтому достающийся столь дорогой ценой экономический приоритет “запада” может оказаться, ко всему прочему, еще и недолговечным.

К тому же, развивает далее свою мысль Хантингтон, западное общество насквозь лицемерно. Оно практикует двойной стандарт, что становится с течением времени все очевидней: всеобщие выборы поощряются, но только не в тех странах, где может победить ислам; ядерное оружие Израилю иметь можно, а Ирану и Ираку нельзя; в Китае нарушение прав человека осуждается, а в Саудовской Аравии игнорируется и так далее, и тому подобное. Косовская авантюра оказалась в этом плане особенно наглядной.

5.

А исламский фундаментализм тем временем усиленно вербует себе адептов из числа малограмотных, но, пользуясь термином Л.Г.Гумилева, “пассионарных” особей, кои легко и без остатка отдают жизнь за идею.

Кстати, именно Гумилеву принадлежит следующее наблюдение: “Диахрония всегда напомнит, что цивилизованные ныне европейцы стары и потому чванливы и гордятся накопленной веками культурой, как и все этносы в старости, но она же напомнит, что в своей молодости они были дикими франками и норманнами, научившимися богословию и мытью в бане у культурных в то время мавров”.

Мытые мавры уже давно “сдулись”, а будущее “просвещенного” мира и с этой точки зрения весьма сомнительно, поскольку чтение книжек и соблюдение личной гигиены, как ни крути, приводит в результате к вымиранию.

Об исторических перспективах давно и безнадежно раздробленного славянского суперэтноса гарвардский профессор умалчивает, отметив лишь, что “русские, хоть и пьют Кока-колу, а думать как американцы не стали”.

Это уж точно.

Может, потому и уцелеем.

Да и с гигиеной у нас в глубинке пока так себе. Что тоже внушает надежду.

М.ЛЕСКО, “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КОМЕДИЯ НУЖНА ТОЛЬКО ЗРИТЕЛЮ
Электричка – не роскошь, а средство передвижения…
ИОСИФ КОБЗОН: МОИ УБИЙЦЫ ОПОЗДАЛИ
Даром лечиться – лечиться даром


««« »»»