КАКАЯ “САРАНЧА” ЛЮБИТ “ЗЕЛЕНЬ”?

Статья, отклик на которую мы публикуем ниже, уже дважды обсуждалась на страницах “Московской правды” (21 апреля и 19 мая с.г.). Автор злополучного материала, вызвавшего столь бурную и неоднозначную реакцию, в минувшую среду беседовал с начальником Московского Дома ветеранов Вадимом Павловичем Пантелеевым и пришел к выводу, что имеет смысл не возвращаться более к этой теме, а предоставить слово своему коллеге, ветерану журналистики и члену Секретариата Международного Союза славянских журналистов. По традиции полемика печатается тем же кеглем (размером шрифта), что и оригинальный материал.

КАКАЯ “САРАНЧА” ЛЮБИТ “ЗЕЛЕНЬ”?

Увидев в “Московской правде” (6 апреля с.г.) заголовок статьи “Саранча любит зелень”, я порадовался за незнакомого автора: как хлестко он припечатал какую-то мафиозную компанию. Да и “вводка” к статье притягивала внимание: “Страшные следы, оставляемые саранчой, – писал Алексей Киселев, – иногда бледнеют перед “деяниями” некоторых наших чиновников от власти”. Как смело! И читатель уже испытывает доверие к журналисту, ибо наслышан о Чубайсе, Гайдаре, Немцове, миллиардере Черномырдине и прочих, “реформирующих” национальные богатства применительно к собственным интересам.

Кто же служит мишенью для бесстрашного публициста? Кто эти “увенчанные чинами, званиями и должностями люди, которые, подобно саранче, уничтожают национальное достояние России”? Что это за гнездо жуликов и хапуг? Читаю – и глазам своим не верю: речь идет о Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил. Если бы я слышал об этом Доме впервые, то и тогда бы засомневался: да это же ветераны, люди чести и долга, не может быть, – ну разве единица какая-нибудь гнилая попадется. Однако я знаю Московский Дом ветеранов! Давно мне не приходилось – даже в наше время – читать столь лживую и злобную статью, как про “саранчу”…

О Московском Доме ветеранов, о его людях и делах я писал не раз, но с удовольствием расскажу о нем хотя бы вкратце и читателям “Московской правды”. Уникальная организация этот Дом! Уникальная по размаху и многообразию своей деятельности, да и по вполне очевидным ее результатам, по огромной пользе – и для отдельных людей, и для Москвы, и для Армии, и для России.

Общественная приемная Дома – это 3000 обращений ежегодно – личных и письменных заявлений от ветеранов; юридическая помощь и нотариальные услуги им предоставляются бесплатно.

Есть центр милосердия и патронажной службы. 150 патронажных сестер обеспечивают постоянное обслуживание 1500 москвичей – инвалидов и одиноких престарелых ветеранов. Даже такой не обойденный славой (но не пользовавшийся ею) человек, как Герой Советского Союза А.П.Маресьев, в связи с “наездом” на Дом ветеранов писал министру имущественных отношений Ф.Р.Гизазуллину: “Как инвалид Великой Отечественной войны, потерявший обе ноги, я пользуюсь услугами патронажной сестры Самойленко Ольги Ивановны. Без помощи службы милосердия мне будет крайне тяжело жить в дальнейшем. В таком же положении окажутся многие другие инвалиды войны”. Сестры патронажной службы навещают, кроме того, инвалидов и ветеранов в госпиталях и больницах – до 12 тысяч человек в месяц.

Есть в Доме парикмахерская, мастерские по ремонту бытовой техники и ортопедической обуви – для ветеранов бесплатно. Есть магазины, где ветеранам покупка обойдется на 15 – 20% дешевле, чем на рынке. Такая вот коммерция.

В составе Дома ветеранов действует пансионат дневного пребывания с питанием и медобслуживанием. Не менее важны насыщенный культурный досуг и, главное, общение в теплой человеческой атмосфере; были случаи, когда люди здесь находили друг друга, складывались хорошие семьи.

На основе Московского Дома ветеранов создан Всероссийский Центр социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн. Они нераздельны: общая территория, единый Совет (председатель – генерал-лейтенант авиации в отставке В.Г.Михайлов). С помощью Правительства Москвы Дом и Центр в прошлом году обслужили почти 1500 человек из 62 регионов России, приезжают и “иностранцы” из СНГ, защищавшие нашу единую Отчизну. Мало ли забот у ветеранов – и со здоровьем, и со всякими справками. Каждому приезжему предоставляется бесплатно проживание в гостинице в течение двух суток, с питанием. Как это важно в наше время, говорить не надо. Адресную помощь в прошлом году получили 22 тысячи москвичей – одинокие и больные ветераны, инвалиды, солдатские вдовы, тяжело раненные в госпиталях и больницах, дети военнослужащих, погибших в “горячих точках”, другие категории малообеспеченных пенсионеров.

В прошлом году был открыт на краю Екатерининского парка (я тоже писал об этом) Социально-реабилитационный центр для ветеранов войн и Вооруженных Сил – государственное стационарное учреждение социального обслуживания под совместной эгидой Комитета социальной защиты населения правительства Москвы и Московского Дома ветеранов. Еще доукомплектовываются штаты и оборудование, но Центр уже работает достаточно интенсивно, он в состоянии обслуживать одновременно до 100 человек, принимаемых на срок от 1 до 6 месяцев.

Дом ветеранов – место общения честно отслуживших свое защитников Отечества. В нем есть клубы военачальников, кавалеров полководческих орденов (Суворова, Кутузова, Александра Невского, Жукова), клуб фронтовых друзей, общественно-культурные и творческие объединения: хоровые, музыкальные и хореографические коллективы, литературное объединение, студия художников, военно-научное общество. Эта деятельность Дома, важная сама по себе, не замкнута в собственном кругу, ее влияние выходит далеко за его стены. Ведется работа с ветеранами и членами их семей. Дом и находящиеся в его составе объединения вносят значительный вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи – не только военнослужащих и учащихся военно-учебных заведений, но и школьников, студентов, молодых людей, готовящихся к военному призыву. Встречи с молодежью под девизом “Эстафету подвига, традиции старших поколений – в XXI век” проводятся ежемесячно во всех административных округах столицы. Самодеятельные коллективы Дома ветеранов активно и успешно участвовали в художественном фестивале к 55-летию Победы.

Может быть, я забыл еще что-то упомянуть, но разве не впечатляет цифра: в прошлом году Дом охватил теми или иными формами влияния свыше 600 тысяч человек.

Еще в 1997 г. представитель Союза ветеранов-ракетчиков полковник в отставке В.Гавриленко, ознакомившись с работой Дома, сказал: “Иметь в каждом крупном гарнизоне подобный Дом ветеранов – заветная мечта”. Как в воду глядел! Прошло “всего-навсего” три года, и учрежденный после празднования 55-летия Победы Всероссийский комитет “Победы” (председателем его является президент В.В.Путин), заслушав 20 декабря 2000 г. отчет В.Г.Михайлова, внес в свое решение такой пункт: “Одобрить создание на базе Московского Дома ветеранов Центра социально-реабилитационного и культурного обслуживания ветеранов (инвалидов) войн и военной службы.

Рекомендовать Минтруду России и органам социальной защиты в субъектах Российской Федерации, а также Минобороны России, МВД России, другим министерствам и ведомствам, имеющим в своем составе войсковые формирования, оказывать всемерную помощь в создании и развитии домов ветеранов (инвалидов) войн и объектов социально-реабилитационного и культурного обслуживания ветеранов”. (Кстати, в ряде крупных городов такие дома ветеранов уже созданы).

Думается, в этом кратком выводе больше знания фактов, понимания сути дела и громадной социально-нравственной значимости работы Московского Дома ветеранов, чем в упомянутой статье Алексея Киселева и в той “документальной базе”, на которую он опирался, обливая помоями большую и благородную деятельность Дома и тех энтузиастов, которые эту деятельность наладили и ведут без устали.

Как же могла появиться такая, с позволения сказать, статья?

Начать придется с “азов”. Московский Дом ветеранов не сам “по нахалке” обосновался по адресу: Суворовская площадь, 2 (Центральный Дом Красной, затем Советской Армии им. Фрунзе, ныне Центр культуры и творческих организаций ВС РФ). С началом так называемых радикальных реформ в тяжелом положении оказалась Российская Армия, а уж ветераны тем более. Надо было как-то выживать, и сделать это можно было только совместно. Этим соображением и была продиктована Директива министра обороны РФ П.С.Грачева от 13 октября 1992 г. “О мерах по укреплению взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с организациями ветеранов армии и флота”. Был в конце Директивы пункт, предлагающий “изучить возможности и внести предложения о выделении помещений для Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил”. Фигура Грачева неоднозначна, и разные моменты его деятельности на посту министра оцениваются по-разному. Но в данном случае он и суть проблемы ухватил верно, и сделал большое дело, необходимое как для ветеранов, так и для Армии.

А почему нашлось именно это помещение? Как-то стеклось все вместе: надо где-то Дом ветеранов размещать, работа Дома Российской Армии подзамерла, а здание его ветшает и разваливается, – не жалко часть его уделить ветеранам, они и этому будут рады.

Состояние помещений было, мягко говоря, безотрадным, через потолок 3-го этажа можно было созерцать московское небо. Заселялись постепенно: шел капитальный ремонт, да еще с реставрацией, приводился в порядок запущенный Екатерининский парк. На все требовались время и средства. Помогло правительство Москвы. К 1998 г. помещение, предоставленное Минобороны Дому ветеранов, было приведено в божеский вид (расходы составили 8,5 млн. рублей). И развернулась, обрела четкие структуры та работа, о которой рассказано выше.

Москвичей, писал Михаил Булгаков, испортил квартирный вопрос. В 20-е годы, видимо, так и было. Сейчас больше портит вопрос о нежилых помещениях, которые можно сдать в аренду. Тогда-то и начался нажим, а затем напор на Московский Дом ветеранов. Обнаружилось стремление: либо изгнать его с этих площадей, либо заставить платить наравне с коммерческими организациями. Таков зачин и смысл всех последующих баталий.

Может быть, случайно, но начало атак на Дом ветеранов совпал с приходом на должность начальника Культурного центра ВС РФ полковника В.Н.Шуткина (ноябрь 1998 г.). Он вознегодовал, что такая, в прекрасном порядке, площадь передана бывшим (!) министром обороны в безвозмездное пользование – как это можно – в “эпоху реформ”? Нашлась и подходящая зацепка: несмотря на все приказы, распоряжения, соглашения, договор об использовании недвижимости и по сию пору не подписан. И, я уверен, не будет подписан Шуткиным никогда.

Атака на Дом ветеранов ведется постоянная, неослабная, заходят на него с разных сторон, в дело втягиваются все новые учреждения и должностные лица. В прошлом и в начале этого года ряды атакующих пополнили Счетная палата, Главная военная прокуратура, начальник Генерального штаба.

Их-то интерес разрушать Дом ветеранов каков? Ведь аудиторы Счетной палаты, насчитавшие 4,5 млн. рублей “ущерба, причиненного государству” Домом ветеранов, не взяли в толк, что полностью использовать помещение стало возможно только с 1998 г. Надо ли говорить, что зайти в Дом ветеранов они то ли поленились, то ли постеснялись, истинное положение дел, наверное, их не интересовало. А ведь на авторитет Счетной палаты опиралась Главная военная прокуратура, тотчас, как по сигналу, подключившаяся к кампании по выселению.

Как ни странно, по той же схеме действовал и начальник Генштаба А.В.Квашнин. Ему было достаточно представления Главного военного прокурора, чтобы направить 24 апреля с.г. указание начальнику Главного управления воспитательной работы ВС РФ (копия: начальнику Культурного центра ВС РФ) – “высвободить незаконно занимаемые Московским Домом ветеранов (далее идет неточность в названии. – В.М.) помещения Культурного Центра Вооруженных Сил Российской Федерации”. Конечно, был и “сигнал”: 19 апреля на имя Квашнина направил свое письмо член Координационного Совета Культурного Центра ВС РФ, президент фонда “Бородино” (создавший на его основе “Ассоциацию Военных Фондов”), капитан I ранга в отставке Г.И.Буданов. Он напоминал Квашнину, что “главный вопрос (представление ГВП, п.2), о выдворении МДВ с территории КЦ ВС РФ, не решен”. Квашнин, как видим, отреагировал почти мгновенно. Тем более, что в письме Буданова есть заверения о намерении выполнять все те задачи, которые решаются Домом ветеранов” и “предлагается включить МДВ в качестве структурного подразделения “Ассоциации Военных Фондов”, а саму “Ассоциацию” разместить на базе КЦ ВС РФ.

Так Буданов, а затем Квашнин сформулировали одну главную цель: вымести прочь Московский Дом ветеранов под прикрытием фраз о развитии той деятельности, которую наладил Дом. О том, что эта деятельность будет загублена, а восторжествуют сугубо коммерческие интересы, далекие от интересов и ветеранов, и Культурного центра, и патриотического воспитания, говорят факты.

Например, в письме группы Героев Советского Союза на имя президента РФ В.В.Путина в защиту Дома ветеранов сообщается и такое: “Удивляет и то, что 60% площадей Центра культуры ВС РФ, кроме занимаемых Домом ветеранов, сдается в аренду различным организациям. Нередко без наличия необходимых договоров. Претензий к ним нет. А вокруг Дома ветеранов “возня” ведется уже два года”. Из этого факта участь занимаемых площадей предугадать нетрудно (как и из того, что предложил Квашнину в своем письме Буданов).

Другой факт, поистине вопиющий, – письмо Буданов В.Г.Михайлову, начинающееся: “Гражданин В.Михайлов!”, от 14 марта с.г. Здесь облик “нового русского каперанга” проявился очень четко. Он радостно извещает, что “руководство Минобороны потребовало и 13 марта с.г. начальник КЦ ВС РФ подал в арбитражный суд г. Москвы исковое заявление о выдворении МДВ с территории военного городка №40. Иначе говоря, гражданин В.Михайлов, по состоянию на 14 марта с.г. Вы являете собой образ “бумажного тигра”. Есть там и такое поучение: “Нельзя превращать функциональное подразделение Армии в богадельню”. Есть и пожелание с “милостивым” разрешением: “Для нас предпочтительнее, если МДВ переместится на площади, которые предоставит Москва. Соответствующую вывеску Вы заберете с собой безвозмездно”. И много чего в таком роде. Удивительнее всего то, что это хамское послание завершается так: “Честь имею”...

После ознакомления с текстом этого письма я вспомнил, где был столь же развязный, наглый тон, где прорывалось такое же неукротимое движение к своей цели – вопреки требованиям правды, чести, совести, с пренебрежением к насущным интересам общества. Это была статья “Саранча любит “зелень”. Может быть, не А.Киселев ее писал, а был лишь литобработчиком, давшим напрокат свое имя? И не от самого Киселева, а от Буданова идет антиобщественный и антигосударственный “новый взгляд” на ветеранов – золотой фонд нашего общества?

Владимир МАРКОВ.

 


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
ВОЙНА XXI ВЕКА, ИЛИ ЧУМА В КОНВЕРТЕ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ К СВОБОДЕ СЛОВА
БЕЗ УКОЛОВ: КАЧАЛКА ДЛЯ БАБУШЕК
Синема


««« »»»