Полное его имя – длинное, торжественное, сложносочиненное, под стать аристократу голубых кровей, а то и наследнику королевского рода. Жан-Клод Камий Франсуа Ван Варенбург. Но во всем мире его знают как Жана-Клода Ван Дамма. Или еще короче и яснее – “Мускулы из Брюсселя”.
Бельгиец Ван Дамм появился в кино очень вовремя – в конце восьмидесятых годов, когда признанные герои зубодробительного “экшна” во главе со Сталлоне и Шварценеггером уже не могли поразить поклонников былой статью, а потому спешили разбавить привычную слепую ярость попытками драматического лицедейства или откровенным шутовством. И вот тут Ван Дамм пришелся как нельзя кстати. Его первый американский фильм (где он, к слову, сыграл русского чемпиона-кикбоксера) назывался весьма недвусмысленно: “Не отступать и не сдаваться”. Он и не отступал и уж тем более не сдавался, сжав зубы, формуя из себя новый тип кинобойца – неуязвимого и кулакастого настолько, что подростки во всем мире начинали восторженно вопить, едва заслышав его фамилию, но при том вполне романтического и привлекательного, дабы не отпугнуть от экранов прекрасную половину человечества, не особенно западающую на одномерных экранных драчунов.
Пик его успеха – и в Голливуде, и у нас – пришелся на начало девяностых, когда окраинные московские видеосалоны трещали по швам от желающих причаститься “Киборгом” или “Самоволкой”, а в Америке тем временем Ван Дамм был номинирован на кинопремию MTV как “самый желанный актер года”. Но чем ближе к началу нового века, тем чаще имя актера можно было увидеть в светских колонках или скандальной хронике, нежели в специализированных киноизданиях. Проблемы с алкоголем и наркотиками, потасовки в сомнительных заведениях, череда разводов… Но будет обидно и несправедливо, если бульварная тарабарщина затмит настоящие – и вполне очевидные – достижения Ван Дамма-киноактера. Ни у одного европейца больше нет такого обширного и успешного опыта работы с лучшими азиатскими режиссерами боевиков – Джоном Ву, Цуй Харком, Ринго Лэмом.
Мало кто так уверенно и органично чувствует себя в ретро-антураже исторических ретро-постановок – не боевиков, а именно подзабытых “приключенческих фильмов”. Да и его пиратско-рукопашная фантазия “В поисках приключений” – выдержанный в ностальгических тонах режиссерский дебют, оказался фильмом вполне увлекательным и достойным. Он на самом деле любит сниматься. Не отчаиваясь даже после череды коммерческих провалов. Все это, пожалуй, куда важнее, чем цифирки в таблице кассовых сборов. Деньги утекут, а фильмы останутся. А универсальный солдат, кикбоксер, легионер, репликант – это ведь все он, Ван Дамм. Не “знаменитость” – звезда.
Станислав Ф.РОСТОЦКИЙ.
© “Кинотавр”.