Чужое и думы

Наш корреспондент делится впечатлениями о фантастическом боевике «Параграф 78» (Россия, 2007). Режиссер – Михаил Хлебородов.

Возвращаясь на базу после операции по освобождению заложников, группа спецназа выясняет отношения: командир по прозвищу Гудвин (Куценко – на фото) обвиняет Скифа (Вдовиченков) в неподчинении приказу. Гудвин считает своим долгом подать на друга рапорт, но не находит поддержки у остальных спецназовцев – тем более, что они видят в конфликте несколько иную причину. Гудвин и Скиф любят одну женщину, спецназовца Лису (Сланевская), которая выбрала последнего. Возмущенные непорядочным поведением командира, члены группы в полном составе уходят в отставку.

Прошло несколько лет, наступило не столь отдаленное от наших дней будущее – по Первому каналу, дизайн которого решен в симпатичном стиле «гламурный совок», рассказывают о трехкратном олимпийском чемпионе по боулингу, в России легализованы легкие наркотики, крупнейшие мировые державы договорились о запрете оружия массового поражения. Но нет счастья в семье Гудвина, за которого все же вышла Лиса. Она не моет посуду, не готовит обед, не стирает белье – только пьет целыми днями водку и таблетки от нежелательной беременности. В момент очередной семейной сцены бравого командира вызывают к начальству – нашлось особо секретное задание, выполнить которое смогут только безбашенные отставники. Все они, бросив службу, устроились не лучшим образом.

Спам (Белый) сидит в тюрьме, где его сторожит ставший вертухаем Люба (Дужников), Пая (Бейшеналиев) выгоняют из охраны казино за опоздания, Фестиваль (Сиятвинда) торгует ЛСД, Скиф пьет водку на ржавой барже. Конечно же, этим ребятам любое дело по плечу! И они отправляются на секретную базу, где вышли из-под контроля секретные эксперименты по созданию боевых вирусов.

В последнее время наши кинематографисты полюбили позиционировать себя как первопроходцев небывалых доселе в отечественном кино жанров – одних «первых российских триллеров» появилось уже штук пять. И лишний раз вспоминать о них, как правило, не хочется. Тем приятнее, что создатели действительно первого российского sci-fi-боевика о монстрах на научной базе не только скромно помалкивают о своем приоритете, но и могут похвастаться довольно качественной, в целом, продукцией. Не беда, что монстров-то в картине, по сути, и нет (разве что за исключением Гоши Куценко). Очевидно, вместо застреленного биолога, в результате заражения вирусом скачущего как вампир из «Блэйда», в монстров будут превращаться сами спецназовцы. Это тем более очевидно, что «Параграф 78» старательно следует практически всем возможным голливудским штампам, от «Чужого» до «Doom» (включая и некоторые серии «Секретных материалов»).

Плюсом же российской картины является достаточно качественное следование этим штампам вкупе с уверенной операторской работой и современным, к тому же довольно остроумным, монтажом. Радует, что российских спецназовцев не стали «превращать в американцев» – шутят и подкалывают друг друга они вполне «по-русски» – досадным исключением стала разве что фраза о яйцах Доктора (Бахшиев). К сожалению, в не требующем особых затрат проекте (основные съемки проходят в декорациях базы) сэкономили на картинах будущего. Техника (даже бытовая) не отличается особой футуристичностью, откровенно используются советские вертолеты Ка-27 и Ми-8. А ведь Ка-50 смотрелся бы куда эффектнее даже без декоративного рестайлинга, не говоря уже о Ка-52 и тем более Ка-58!

Впрочем, хуже другое – характеры героев прописаны поверхностно, не слишком понятно, объединяет ли их боевое братство, или они просто деклассированные, истеричные авантюристы. Нелепо выглядят качки-стриптизеры в ролях морских пехотинцев, пытающихся надругаться над Лисой; боевые искусства похоронены большей частью под лихим монтажом. Слишком неровный, торопливый ритм ленты так и не нагнетает должного уровня саспенса. Не достает «Параграфу 78» и необходимого пафоса, присущего зарубежной классике жанра. Все-таки российским артистам пока еще сложно всерьез играть подобные коллизии – тем более что и сценарий не предполагает какой-либо внятной морали.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Скандалы
Вначале было слово
Тайна «суверенной демократии». Опыт дешифровки
Эдита Пьеха: время и песни


««« »»»