Дуэль двух господ

Наш корреспондент делится своими впечатлениями о фильме «Слуга государев» (Россия, 2007). Режиссер Олег Рясков. В ролях – Ольга Арнтгольц, Александр Бухаров, Ксения Князева, Валерий Маликов, Дмитрий Миллер, Андрей Сухов, Алексей Чадов.

1709 год. Время междоусобных войн, дворцовых интриг и политического коварства. Пока в русских лесах загадочный черный всадник в лучших традициях безбашенных наездников убивает курьеров, в Париже двое дуэлянтов подвергаются наказанию со стороны своего монарха Людовика ХIV. Стареющий «король-Солнце» отправляет забияк в изгнание. Более того, каждый из них должен стать шпионом на службе у Его Величества. Шарль де Брезе (Миллер) высылается в Россию, где ему предстоит пережить множество опасных приключений в компании отчаянного русского Григория Воронова (Бухаров). Другой нарушитель закона, Антуан Ла Буш (Маликов), направляется в Швецию и попадает в армию Карла ХII. Противники встречаются под Полтавой.

Как-то раз режиссер Олег Рясков, работая над телевизионным проектом «Царь Петр и Алексей», наткнулся на любопытные мемуары некого француза, дуэлянта, сбежавшего из Франции и оказавшегося в России. Переводом этого исторического документа занимался сам Пушкин, и только трагическая дуэль у Черной речки помешала появлению романа классика на эту тему. В нашем веке это недоразумение было исправлено, и изложенные в мемуарах события легли в основу масштабного приключенческого колосса «Слуга государев», где взгляд на жернова истории лишен и намека на иронию.

Первая половина ленты – сплошные крупные планы. Стоило строить более 10.000 квадратных метров декораций (французский дворец, версальские павильоны, польский постоялый двор, голландский порт, русская деревня), чтобы все эти красоты были «украдены» лицами? Ответ на этот вопрос мы узнаем разве что на том свете, если к тому времени «Слуга государев» не выветрится из памяти как странный сон. От физиономического обилия в первые минуты становится не по себе, однако, постепенно клаустрофобия уступает место любопытству. Лихо закрученный сюжет, богатая россыпь активно действующих персонажей, добротный исторический фон (10 млн. долларов потрачены явно не зря), и в довершение – Алексей Чадов в роли немого поляка – как показывает время, необходимый винтик в механике современного блокбастера.

Ближе к финалу, казалось бы, на первый взгляд наглядное пособие о том, как не надо снимать, вдруг превращается в Кино. Раскрываются тайны, складываются паззлы, все ниточки завязываются в узелок. И смерть, и любовь и долг, и честь – все эти понятия этически верны и трогательно убедительны. Даже появление на экране Петра I (Андрей Сухов) не выглядит бутафорским, несмотря на ярко выраженную театральность образа этого государя. Постепенно картина начинает цеплять чем-то неуловимым. Словно кто-то дергает сердце за какие-то нездоровые ниточки, дергает и не отпускает. Сей странный эффект не поддается никакой логике. Он просто существует, и все.

Однако справедливости ради стоит добавить, что для приключенческого жанра в «Слуге» явно маловато романтики. Понятно, что Олег Рясков («Александровский сад», «Тайны века») – не новый Кристиан-Жак или Бернар Бордери и даже не Светлана Дружинина, но все же в погоне за исторической достоверностью и антивоенным пафосом не следует упускать из виду главную составляющую успеха подобных лент. А в остальном, прекрасная маркиза, как спел бы Луи ХIV своей возлюбленной мадам де Ментенон, все хорошо, все хорошо. Вернее, вполне смотрибельно.

Анастасия БЕОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Продолжить игры
Дело Константина Кинчева
Пугачёва не помешала презентации
Будет ли у нас лекарство от старости?
DVD-обзор
Пойми меня!
На стихи Пушкина и Лермонтова
Deus ex Бюрократия


««« »»»