Моноспектакль Ксении Кутеповой

Поэтическая драма «Путешествие с домашними животными» (Россия, 2007, режиссер Вера Сторожева, в ролях – Ксения Кутепова, Дмитрий Дюжев, Анна Михалкова) получила Главный приз – «Золотого Георгия» на XXIX Московском международном кинофестивале, который этим летом проходил в столице. Наш корреспондент делится своими впечатлениями о картине.

Воспитанница детдома Наталья (Кутепова) в возрасте 16 лет была «продана» угрюмому стрелочнику, с которым прожила почти двадцать лет на заброшенном полустанке, вдали от больших городов и районных центров. Да и разве можно назвать жизнью безмолвное существование в сером доме с нелюбимым супругом и коровой по кличке Шалава? Неожиданно стрелочник умирает, и Наталья остается одна. Свозив труп в город и обменяв корову на козу, она возвращается домой, клеит фотографии кинозвезд на абажур лампы, смотрит телевизор и долго разглядывает себя в зеркале. Мимо, на Большую землю, бегут поезда, а героиня в компании козы и приблудившегося пса продолжает всматриваться в себя, познавать новые чувства, учиться жить заново. Заезжий шофер (Дюжев) не принесет ей личного счастья, хотя свою роль сыграет. Она будет спать с ним, готовить еду его дочке, а после прогонит прочь, чтобы по весне сесть в собственноручно просмоленную лодку и отправиться в путь по воде.

Удивительно красивый фильм. Сложно отыскать в памяти отечественную ленту последних лет, в которой эмоции, рождаемые во время просмотра, были бы столь неуловимы, необъяснимы и столь волнительны. Это как раз тот случай, когда в кадре вроде как ничего не происходит и в то же время происходит все. По сути, это моноспектакль Ксении Кутеповой – актрисы, у которой, в отличие от ее более бойкой сестры Полины, практически не было главных ролей в кино. Кутепова похожа на взмах, ее игра точна, как клинок, изящна, как бабочка. Она прекрасно знает об этом, а потому нереально естественна. Как жизнь.

Впрочем, и сама фактура фильма крайне невесома, соткана из тончайших нюансов, позволяющих этой, в сущности, простой истории быть или казаться многогранной. Попытки примерить на себя новые образы (белое платье невесты или густо-красный бархатный костюм праздной путешественницы) оканчивается крахом. Все это лишнее, как сор в избе. Сторожева сделала фильм не о любви и не о попытке сбежать в лучшую жизнь. Героиня Кутеповой совершает путешествие в глубь себя, к той божественной частичке внутри каждого, которую отыскать не так-то просто.

Поездка Натальи по реке в компании домашних животных, казалось бы, всего лишь для того, чтобы прибыть в пункт своего детства, кажется чуть ли не метафизическим погружением в неизведанное, так до конца и не познанное нами, зрителями, пространство внутреннего мира героини. Недаром друг детства, рассуждая о людях, говорит Наталье, что у нее «особый размер», а для таких сложно примерить на себя обычную жизнь.

Поразительно и то, что, в сущности, героиня не обладает сложным внутренним миром – скорее он глубоко индивидуален, и показать на одном дыхании эмоциональные переходы движения души – задача не из легких. И то, что получилось на выходе, столь впечатляюще, что заставляет увериться в мысли: Вера Сторожева заслужила право считаться одной из ключевых фигур современного российского кино.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

У ЗЕРКАЛА
DVD-обзор
Любимый
Невыпущенные песни
Услужливый дурак
Без комплексов. А жаль…
Талант рождается в провинции
Русская ценность


««« »»»