Так это «Ленинград»?

Сергей Шнуров приучил нас к тому, что к прослушиванию любого его нового альбома надо приступать, «надев» на лицо легкую улыбку. Ибо лидер «Ленинграда» всякий раз находил способы превратить эту улыбку либо в полноценный оскал хохочущего человека, либо в вытянутое лицо человека удивленного. Шнур удивлял вдохновенным матом, не менее вдохновенными издевательствами над коллегами по рок-цеху, радиопьесами, неожиданно острыми политическими памфлетами и так далее – даже не особо напрягаясь, «Ленинград» всегда умел делать пластинки непредсказуемые и выходящие из ряда вон.

Из «Бабьего лета», однако, ничего путного не получилось – ожиданий диск откровенно не оправдывает. Сергей Шнуров так назойливо стилизует песни под ранний «Ленинград» времен «Мата без электричества» и даже «Пули», что это поначалу (пока еще сидишь с глупой улыбкой и ждешь «откровений») можно принять за некий сомнительный, но все-таки эксперимент. Но более здоровое и правильное отношение к пластинке выразила коллега, которая песне к десятой воскликнула: «Так это «Ленинград»? А я слушала и все думала: кто же это под них косит?»

Помнится, мне очень не понравился альбом «Пуля»: его так расхваливали разные интеллигентные люди, что ожидания оказались завышенными – услышанные на диске хриплые матные вопли совсем им не соответствовали. С этой точки зрения, «Бабье лето» еще хуже: приступая к «Пуле», я хотя бы не знал, что там услышу, а новый альбом оказался чудовищно предсказуемым. Для фанатов «Ленинграда» это, может, и не плохо, но остальные привыкли ждать от Шнурова подходов к более высокой идейной и сочинительской планке. И не очень верится, что лидер группы сознательно пошел на то, чтобы записать предельно тупую пластинку, состоящую из одних самоповторов и штампов (простуженный мат-перемат и тексты только на две темы – бабы и бухло).

Скорее всего, Шнуру просто не захотелось ждать музы и – «я его слепила из того, что было»: совершенно очевидных рифм «по пабам, по бабам» и мыслей о несложных взаимоотношениях мужчины-маргинала и женщины из низшего общества («давно известно науке, что бабы – это суки»). Может быть, все это терпимо смотрелось на 15-минутном альбоме, но, увы, свой парад банальностей Сергей Шнуров ровным слоем размазал на 16 треков. Даже типичные для «Ленинграда» заимствования – из «Города золотого», «Постой, паровоз» и т.д. – выглядят как-то уныло, потому что используются в довольно скучном обрамлении. Лирический герой раннего Шнурова – «дикий мужчина», – видимо, просто постарел, хотя и делает вид, что все у него по-старому. Но куда там! В текстах нового альбома бабы дают герою гораздо реже, чем раньше, и вообще от них сплошные проблемы, а другие мужские интересы – баня, автомобили, бухание на даче – не вдохновляют Шнура на создание ярких произведений.

Оставив в покое коллег и отказавшись от едких пародий на них, автор глубоко залезает в самоцитирование: так появляется глупейшая строка «мне бы в небо или в воду», «римейк» «Дачников» (только с «дачей» теперь рифмуется не глагол «х…ячу», а неуклюжее наречие «п…даче») и «сиквел» «Когда нет денег» под названием «Когда есть деньги». Оказывается, ситуация, когда денег «до х…я, до х…я» (Шнуров очень хорошо зарабатывает на рингтонах), мало чем отличается от описанной в более раннем треке: «Есть почти что все, то и это, но не вынесла женщина жизни с поэтом. Щас деньги есть, но нет любви, все та же сука селяви».

Кстати, на диске эта песня десятая, но до нее ни одна композиция не заставляет слушателя встрепенуться и вспомнить, что пластинку все-таки записывал очень способный человек. К сожалению, в «Бабьем лете» Шнуров демонстрирует талант и легкость пера крайне редко.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Маленький большой человек
Беспечный ездок в Манеже
Связной
Наши за океаном


««« »»»