Горькая судьбина русской женщины

Кто о чем, а Станислав Говорухин вновь о тяжелой женской доле. Четыре года назад он, как известно, уже снял душераздирающую историю о простой деревенской девушке, на заре советской власти вышедшей замуж за красноармейца. И уж как только тот над ней не измывался – и аборт заставил сделать, и с ребенком разлучил, и обходился как с прислугой. Но все стерпела женщина, за что ей от режиссера – благословение. Дабы не показаться излишне кратким, Говорухин вместе с вышеупомянутым художественным фильмом «Благословите женщину» снял заодно и одноименный телесериал – чтобы никому мало не показалось. И вроде бы к сказанному уже ни добавить, ни прибавить…

Но нет, не оставляет Станислава Сергеевича фантомная боль. Врешь, мол, не раскрыта еще до конца тема, есть еще женское горе на земле русской! А стало быть, нужно продолжать нести свой крест, снова и снова разъясняя всю важность уважительного отношения к слабому полу. На этот раз под прицел всевидящего режиссерского ока попала горькая судьбина женщины другого времени и иной профессии – фильм «Артистка» (Россия, 2007).

Действие картины разворачивается в наши дни, несчастная работает актрисой в театре имени Грибоедова, мечтает о главных ролях и большой светлой любви. А в жизни, как несложно догадаться, нет ни того, ни другого. Не имея возможности радикально изменить подобное положение вещей в качестве депутата Госдумы, в кино Говорухин, словно Дон Кихот мощью своей длани, выпрямляет кривду, заступается за обиженных. И выполняет три заветных желания талантливой, но неудачливой поначалу героини: она находит себе мужа, получает роль Гертруды в постановке «Гамлета», а заодно и еще одну вожделенную роль в некоем телесериале.

Для «Артистки» режиссер подобрал сильный актерский состав: в роли «униженной и оскорбленной» – Евгения Добровольская, в качестве ее подруги – блистательная Мария Аронова. Из прочих звезд – Александр Абдулов, Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Светлана Немоляева, Дмитрий Певцов. Казалось бы, сказать таким актерам «не верю» язык не повернется. И действительно, играют все замечательно. Но, стараясь во всей полноте раскрыть тяжесть женской доли, Говорухин, что называется, заигрался сам. И образы вышли словно из железобетона: «непризнанная актриса», «циничная подруга», «робкий ученый-паразитолог», «простой электрик», «успешный бизнесмен» и прочее, прочее… Несмотря на это, картина наверняка будет иметь успех у неудовлетворенных своей жизнью дам: возможность почувствовать, что не тебе одной плохо, а заодно и поверить, что в результате все равно выйдет хорошо, дорогого стоит.

Один такой фильм про непростую женскую судьбу со счастливым концом все прекрасно помнят – «Москва слезам не верит». Дань уважения ему отдает и Говорухин, буквально копируя в конце одну из сцен. Но здесь вспоминаются слова Треплева из чеховской «Чайки»:

Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно.

У Говорухина новых форм, увы, не просматривается. А уж нового содержания – и подавно. А ведь удачные примеры свежих фильмов на схожую тему есть – взять ту же картину о провинциальных актерах «Тупой жирный заяц» Вячеслава Росса, вышедшую на экраны всего четыре месяца назад.

Петр ДАВЫДОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Многое может Стелла Джанни
Клипсы
Некогда испытывать ностальгию
Не вставляет, не втыкает, не качает
Абриколи в цвету
Рожденный для музыки


««« »»»