Рожденный для музыки

Мне посчастливилось присутствовать на многих концертах Муслима МАГОМАЕВА, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонула в восторженных аплодисментах и криках “Браво!”. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже давно имя его стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства.

Шестьдесят пять лет назад 17 августа в семье с давними музыкальными традициями родился мальчик – Муслим Магомаев. Его дед, тоже Муслим Магомаев – один из основоположников профессионального музыкального искусства в Азербайджане. А вот отец – Магомет Магомаев так и не увидел своего сына. Когда малыш появился на свет, отец был на фронте. А потом пришла похоронка. На могиле отца в городе Хойна артист смог побывать лишь в 1972 году, когда был удостоен Гран-при Международного песенного фестиваля “Сопот-69” и приехал на гастроли в Польшу.

Дебют певца с международным резонансом состоялся в 1962 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. Гостей и участников фестиваля Магомаев покорил неистовым исполнением песен “Бухенвальдский набат”, “Хотят ли русские войны”, ариями из опер и неаполитанскими песнями. А вот всесоюзный успех пришел к артисту год спустя – на Декаде культуры Азербайджана в Москве. Он сразу же понравился Никите Хрущеву и тогдашнему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, которая по просьбе Никиты Сергеевича пела с Муслимом “Подмосковные вечера” на приеме по случаю закрытия Декады.

В 1963 году Магомаев едет на стажировку в миланский “Ла Скала”. Несомненно его ждала блистательная карьера оперного артиста. Необычайной красоты баритон позволял ему с успехом петь Онегина, Фигаро, Мазепу, Дон-Жуана, Мефистофеля, Риголетто… (К радости меломанов, исполнение оперных партий записано на пленку и их можно послушать в любой момент.) И все-таки Магомаев ушел на эстраду, правда, на своих сольных концертах всегда исполнял классические арии. Причем, слушатели воспринимали их не менее восторженно, чем эстрадные шлягеры. В годы своего триумфа певец много гастролировал не только по СССР, но и с успехом пел за границей. Ему аплодировали главы государств, королевские особы, представители мировой бизнес-элиты, звезды театра, эстрады и кино. Помимо концертной деятельности он написал книгу о своем любимом певце Марио Ланца и выпустил воспоминания “Любовь моя – мелодия”. Снялся в художественном фильме “Низами”.

До сих пор ходит множество слухов, что своим быстрым карьерным ростом на музыкальном поприще Магомаев обязан особым расположением сильных мира сего. Но смею заметить, что Муслим Магомаев – личность яркая, неординарная. И прежде всего он – Певец. Певец с большой буквы. Это хорошо понимали восхищавшиеся его творчеством и Леонид Брежнев, и Гейдар Алиев, и Екатерина Фурцева, которые и содействовали присвоению ему звания народный артист СССР. А произошло это, когда певцу исполнилось тридцать. Такого взлета в официальном признании не было ни у одного музыканта нашей страны. Можно назвать лишь Беллу Руденко, которая стала народной артисткой Советского Союза в двадцать семь. Но там была другая “музыкальная история”. Певица она, конечно, замечательная, но главное – человек покладистый, тихий и скромный. Комсомолка, член КПСС, Руденко идеально вписывалась в систему партийности в искусстве. Магомаев же как-то прошел мимо комсомола и партии. Был бескомпромиссен и тверд в своих убеждениях. Чиновникам всех уровней такие люди не нравятся. Поэтому недоброжелателей у певца было предостаточно. И вот эти “товарищи” постоянно нашептывали кому надо о неблагонадежности артиста. Магомаев и сам понимал: будь он членом партии, было бы легче жить. Певец даже однажды спросил у Алиева:

Гейдар Алиевич, почему вы никогда не предлагали мне вступить в партию?

Видишь ли, Муслим, я прекрасно понимал, что тебе партия не нужна, – ответил Алиев. – Ты – артист, у тебя другие горизонты. К тому же, должны быть у нас известные личности и беспартийные. Твое призвание – музыка. Пой!

И он пел. Меломаны бережно хранят в памяти легенды о его триумфальных концертах в легендарном парижском зале “Олимпия”. Три месяца при аншлагах проходили его выступления. Выпущенная тогда пластинка с записью концерта в “Олимпии” стала платиновой. Недавно прослушал ее и понял: это был триумф. Каждая песня бисировалась, а при исполнении “Вдоль по Питерской” зал был настолько очарован артистом и так громко не переставая аплодировал, что мелодию просто не было слышно. Не меньший успех сопутствовал певцу и на концертах в “Карнеги холл”. Нечто невообразимое творилось на его выступлениях в Германии, Италии, Японии, Китае, Скандинавских странах, Дании, Бельгии и в десятках других государств мира…

А еще с детства Муслим Магометович “заболел” живописью. Страсть к рисованию он сохранил на всю жизнь. Сегодня его можно чаще увидеть за мольбертом, чем на сцене. Он счастлив в браке с блистательной певицей Тамарой Синявской. Иногда вместе они устраивают творческие вечера, проходящие с неизменным успехом. Так что ставить точку в своем творчестве артист не торопится.

Владимир ВАХРАМОВ – специально для “Музыкальной Правды”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Абриколи в цвету
Многое может Стелла Джанни
Клипсы
Некогда испытывать ностальгию
Горькая судьбина русской женщины
Не вставляет, не втыкает, не качает


««« »»»