Инерция мышления

Что-то с памятью моей стало… Я помолодел лет эдак на 35 и вновь оказался в начале 70-х годов. Все вернулось на круги своя и стало так узнаваемо. Первым заявило о себе возрождение Центрального телевидения. Все новостные программы стали похожи одна на другую, как две капли воды. Все вновь строго дозированно – появление партийных руководителей (простите, церковных иерархов и ответственных сотрудников администрации президента), выступления членов правительства, заседающих в Москве или посещающих регионы, и, наконец, местных руководителей. Победные реляции звучат со всех трудовых фронтов, но в первую очередь – из недр военно-промышленного комплекса: в сфере оружия массового уничтожения мы вновь впереди планеты всей, как, впрочем, и в области балета.

Постоянно слышишь тирады из другого времени, как будто в стране и в мире ничего не изменилось. Вновь под литавры разрядки международной напряженности развертывается гонка вооружений, вновь мы окружены врагами, среди которых худшие – вчерашние друзья, и вновь непрерывно вынуждены «давать отпор».

Послания и речи президента цитируются как Священное Писание или доклады на Пленумах ЦК КПСС. В отношениях между «начальством» и «народом» царит прежняя шизофрения: призрак всеобщего благоденствия в мерцающем режиме чередуется с металлом возрожденной «вертикали власти» и неистовством множества контролирующих и репрессивных органов, тщетно пытающихся обуздать стихию коррупции под игривый припев «Все хорошо, прекрасная маркиза». Все чаще звучат угрозы лишить партийного билета (простите, снять с должности, вывести из номенклатуры или даже отлучить от Церкви), новый бюджетный кодекс с успехом возрождает принцип «все, что не разрешено, запрещено», а нелепость иных законов, как во времена не только развитого социализма, но и Салтыкова-Щедрина, компенсируется их всеобщим неисполнением.

С успехом возрождается не только «вертикаль власти», но и партийное строительство, и комсомол (простите, «Наши» и прочие), переправляющие сексуальную энергию молодого поколения в русло служения идее национального величия.

Что самое смешное – возврат к истокам, который иные диссиденты готовы были окрестить болезнью пресловутой «этой страны», на деле охватил весь мир, как и следует в условиях глобализации якобы «общечеловеческих ценностей» западной христианской цивилизации, ведущей непрерывную войну с неверными, в последнее время – не только мусульманами. Если война – продолжение политики иными средствами, то маркетинг – продолжение иными средствами войны.

Советских (простите, российских) дипломатов чуть ли не отовсюду высылают как шпионов, на что мы отвечаем адекватными «ответными мерами», пусть не всегда симметричными. Антироссийская риторика в либеральных западных изданиях достигает высот былой антисоветской истерии, в то время как более консервативные СМИ отдают предпочтение официозу: друг Владимир в гостях у друга Джорджа, как некогда друг Ричард (впоследствии ставший жертвой импичмента) у друга Леонида Ильича.

Так и хочется воскликнуть: «Помилуйте!» Ведь вчера вся эта демонстративная любовь-ненависть опиралась на казавшийся прочным фундамент не только высоких цен на нефть и газ, но и противостояния двух общественно-политических систем, двух альтернативных представлений о будущем человечества. Мы что, забыли о распаде Российской империи – Советского Союза в результате вовсе не военного поражения, а мирного сосуществования в «холодной войне»? Откуда же сегодня возрождение «равновесия страха»? Боюсь, что из опасной инерции политических элит, просто не умеющих мыслить и действовать иначе. А впереди уже маячит призрак «Олимпиады конфронтации» – 1980 (2014).

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №28 (471) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Боренька и Ильдар, милые!
DVD-обзор
Сплошная радость от Ахонь-Ковой
Старая гвардия открыла новую звезду
Клюква в сахаре


««« »»»