Возвращение Тарковского

С 6 по 13 июля в год 75-летия Андрея Арсеньевича ТАРКОВСКОГО в городе Иваново (основные события), а также в городах Ивановской области – Плёсе, Шуе, Кинешме и Юрьевце прошел Первый международный кинофестиваль имени А.Тарковского – “Зеркало”.

Иваново (431 тыс. чел.) – областной центр, крупный промышленный город со всеми признаками, характерными для населенного пункта такого ранга. “Русский Манчестер” его еще называют. А вот Юрьевец (13.400 чел.) и Плёс (2.500 чел.), независимо от количества проживающих в них людей, все-таки не города в привычном понимании этого слова. Они – другие, потому что настолько уютно расположились среди девственной природы и так вписались в окружающий зеленый мир, слившись с великой русской рекой Волгой, что все чисто урбанистические приметы и черты куда-то улетучились, растворились, исчезли. И тишина здесь такая, что можно услышать, как бьется сердце рядом идущего спутника. И воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, и кажется, что его можно не только вдыхать, но и пить большими глотками. Всё, как в первый день мироздания. Самое сердце России. Посмотрел Господь сверху на эти благостные места и указал перстом: вот здесь будет жить Поэт Арсений, и у него родится сын Андрей, который тоже станет Поэтом Кино.

Так и случилось…

Андрей Тарковский появился на свет в 1932 году в селе Завражье близ города Юрьевец. В 1951 – 1952 г. учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения. В 1952 – 1953 гг. работал в НИИ цветных металлов и золота, затем геологом. В 1960 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма). В годы учебы снял несколько короткометражных фильмов. С 1961 года режиссер киностудии “Мосфильм”. Автор и соавтор сценариев “Антарктида далекая страна”, “Один шанс из тысячи”, “Гофманиана”, “Берегись! Змей!”. Сыграл роли в фильмах “Мне двадцать лет” и “Сергей Лазо”. Осуществил две театральные постановки: “Гамлет” в Театре Ленинского комсомола (1976) и оперы Мусоргского “Борис Годунов” в театре “Ковент-Гарден” в Лондоне (1983). Автор и режиссер радиопостановки “Полный поворот кругом!” по рассказу Фолкнера, премьера которой состоялась в 1987 г. Обладатель престижных международных наград, среди которых призы Каннского и Венецианского кинофестивалей, награда Британской киноакадемии и итальянская премия “Давид и Донателло”. Народный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии. Скончался в Париже в 1986 году, похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Фильмография Андрея Тарковского:

1958 – “Сегодня увольнения не будет” (к/м, совм. с А.Гордоном);

1960 – “Каток и скрипка” (к/м, диплом);

1962 – “Иваново детство”;

1966 – “Андрей Рублев”;

1972 – “Солярис”;

1974 – “Зеркало”;

1979 – “Сталкер”;

1982 – “Время путешествий” (док.);

1983 – “Ностальгия”;

1986 – “Жертвоприношение”.

Говорят, в России сейчас ежегодно проходит больше тридцати кинофестивалей, но фестиваль имени Андрея Тарковского должен был родиться рано или поздно. И он появился на свет именно тогда, когда это так необходимо, и именно там, где родился мастер – на Ивановской земле. Идея возникновения фестиваля уже давно зрела в кругах интеллигенции Ивановской области. Огромную роль в деле создания кинофестиваля имени выдающегося кинорежиссера, гения мирового кинематографа, чье рождение и детские годы связаны с Ивановской землей, сыграла Марина Арсеньевна Тарковская, сестра Андрея Арсеньевича, литератор, мемуарист, член Союза кинематографистов РФ, а главное – хранительница Дома Тарковских, всего того, что связано с жизнью этой талантливой семьи. Теперь и наши многие соотечественники узнают, что Тарковский родился близ Иванова, на земле, которая издавна славилась талантливыми людьми: она питала и вдохновляла художников Левитана и Саврасова, тут родились киносказочник Александр Роу и композитор Исаак Шварц, отсюда начали свой путь архитекторы-конструктивисты братья Веснины – Леонид, Виктор и Александр. Край этот известен своими традициями народных мастеров, чьи работы поражают изысканностью и изяществом, здесь тянутся к звездам потрясающей красоты храмы и колокольни.

Если я не ошибаюсь, кинофестиваль им. Андрея Тарковского – единственный фестиваль в мире, который называется не по географическому принципу (по месту проведения), а имеет Имя Собственное. Имя Тарковского известно всему образованному человечеству, его творчество изучают во многих странах нашей планеты. Он снял не так уж много фильмов, но глубина, с которой автор постигает проблемы бытия и пытается ответить на насущные вопросы, терзающие души мыслящих людей, художественное воплощение на экране видения той или иной темы, ввели Тарковского в пантеон величайших режиссеров мира. Андрей Арсеньевич говорил: “Мои фильмы – это моя жизнь. Моя жизнь – это мои фильмы”. Кино было для него не просто средством самовыражения, а нравственным призванием, способом постижения Истины.

На встрече с журналистами один из любимейших актеров Тарковского Олег Янковский сказал:

Благодарю за дерзость тех, кому пришла в голову светлая мысль о создании такого фестиваля. Андрей Тарковский, которого, за рубежом, уверен, знают лучше, чем в нашей стране, теперь возвращается к нам. Весомо и зримо, абсолютно ко всем и каждому, а не только к тем, кто “разбирается” в кинематографе. Так и должно быть. Кино Тарковского – авторское, тонкое, если можно так выразиться, “лабораторное”, – всегда будет притягивать и волновать людей. Потому что оно ставит и ищет ответы на совсем не простые вопросы: зачем человек живет на земле? что его волнует? что он может? какой путь он выбирает в этом мире? что он оставит своим детям? Фестивальная ниша авторского кино не занята в настоящее время, и фестиваль “Зеркало” подоспел как раз вовремя.

Программа Первого международного кинофестиваля “Зеркало” очень разнообразна и обширна. Прежде всего представим основной конкурс – Международный конкурс игровых фильмов.

Сергей Лаврентьев, директор программ:

Когда в январе 2007 года просвещенный киномир узнал о “Зеркале”, многие его представители принялись давать отборщику фильмов советы. Некоторые из иностранных друзей, коллег и просто знакомых были убеждены, что фестиваль станет демонстрировать лишь фильмы Тарковского, о Тарковском и вокруг Тарковского. Иные полагали, что в конкурсную программу следует включать только ленты, созданные в эстетике великого русского режиссера, в системе его художественных и философских координат. Наконец третьи считали, что только те картины, создателей которых можно счесть продолжателями дела Мастера, достойны того, чтобы быть представленными в программе. И те, и другие, и третьи были правы. Однако есть еще одна вещь, которая была очень важна при составлении программы.

Фестиваль проходит в Иванове, недалеко от места, где Тарковский появился на свет. Мы решили собрать со всего мира фильмы, в которых исследуется человеческая жизнь вдали от шумных мегаполисов. Ведь провинция русская ли, аргентинская или албанская – это место, где течет своя жизнь, отличная от сумасшедших ритмов Москвы, Буэнос-Айреса или Тираны. Именно эта жизнь формирует человека, именно она дает ему силы существовать в безумном, безумном, безумном мире столиц. Впрочем, кому-то этих сил хватает, а кому-то нет. Дело ведь, в конечном счете, не только в среде, но и в самом человеке…

Предлагаем вашему вниманию список фильмов (и стран), которые были отобраны в конкурсную программу: “Всевидящее око” (Албания/Германия), “Бумага будет голубой” (Румыния), “Свободная воля” (Германия), “Воспоминания других” (Швейцария), “Драма/Мекс” (Мексика), “Дети” (Исландия), “Клей” (Аргентина/Великобритания), ”Ловушка” (Сербия/Венгрия/ Германия), ”Мама и папа” (Босния-Герцеговина), “Перевозка арбузов” (Хорватия), “Суэли в небесах” (Бразилия/Португалия/Франция/Германия), “Обретение тишины” (Индия/Франция) и, конечно, Россия – фильм Юрия Павлова “Платки” и лента рано ушедшего из жизни режиссера Валерия Огородникова “Путина”.

Российское кино на МКФ “Зеркало” тоже представлено во всем своем многообразии. Наши фильмы составили несколько программ, часть из которых составляет новое кино (игровое, анимационное, документальное), а также фильмы прошлых лет, которые были показаны в рамках различных ретроспектив.

Полное собрание всех фильмов великого мастера представлено в ретроспективе “Тарковский навсегда”. И что особенно приятно отметить – большинство фильмокопий, участвующих в фестивале, такого высокого качества, какое прежде и представить себе было невозможно.

А вот ретроспектива “Тарковский с нами” – это фильмы о Тарковском, его семье, его корнях: два фильма Виталия Трояновского “Острова. Андрей Тарковский” и “Острова. Арсений Тарковский”; “Сны Сталкера” Евгения Цымбала, “Московская элегия” Александра Сокурова, “Свет звезды” Бориса Бермана и Ильдара Жандарева, “После Тарковского” Петра Шепотинника и др. Именно сегодня становится особенно заметно, какое значение для отечественного кинематографа и культуры в целом имело творчество Андрея Тарковского.

Очень порадовало “участие” в кинофестивале фильмов Ролана Быкова, адресованных детям, среди которых “Айболит-66”, “Телеграмма”, “Внимание, черепаха!”, “Чучело”.

Ретроспективный показ картин, в которых снялась Президент фестиваля Инна Чурикова, носит название “Актриса-весна”. И, наверное, не зря, так как в Инне Михайловне чувствуются удивительная щедрость, тепло, внимание ко всем, кто общается с ней и к кому обращается она. Когда кто-то из журналистов спросил, чувствует ли Президент на своих хрупких плечах тяжелое бремя фестиваля, народная артистка СССР ответила:

Нет, я не чувствую никакой тяжести и бремени. Пока только радость и восторг. Хочу смотреть фильмы, хочу видеть детей в зале (а у нас на фестивале много программ, рассчитанных на ребятишек), хочу все понять. К тому же, Олег Иванович (Янковский. – Прим. ред.), который долгое время выполнял обязанности президента другого кинофестиваля, согласился помочь мне и поддержать меня. Легко не будет, но путь, которым мы идем, самый правильный. Любовь к человеку, вера в человека, в его искренние порывы, стремление к познанию его духовного мира, состояния души – смысл жизни и творчества Андрея Тарковского. Именно это кредо мастера – сверхзадача нашего кинофестиваля.

Программа “Новое российское кино” представлена очень мощно и включает в себя ленты самых разных жанров и стилей. Но самое главное, на мой взгляд, что это фильмы о жизни обычных людей, о тех, кто живет рядом с нами.

Лента Ларисы Садиловой “Ничего личного” – это остросюжетная драма. Картина “Яр” Марины Разбежкиной снята по есенинским мотивам. Драма “Враги” дебютантки Марии Можар – неожиданный взгляд сегодняшнего молодого режиссера на события времен Великой Отечественной войны, “Корова” – режиссерский дебют известного драматурга Надежды Птушкиной – притча, в которой все смешалось: и смешное, и грустное. “Варварины свадьбы” – фильм дебютантки Светланы Шиманок – цепь лирических новелл. Актриса и режиссер Вера Глаголева представила любовную мелодраму “Чертово колесо”, а “Натурщица” Татьяны Воронецкой, снятая по рассказу Ю.Нагибина “Трое и одна, и еще один”, рассказывает о событиях начала прошлого века.

Женщины-режиссеры, как видим, довольно уверенно выступают в сегодняшнем кино.

Что касается мужчин, приятно отметить, что на фестивале “Зеркало” состоялся дебют в кинорежиссуре популярного актера и известного театрального режиссера Александра Галибина. Его фильм “Сорок” – построен на конфликте характеров сильных мужчин, офицеров спецслужб, которые еще что-то могут совершить в этой жизни ради людей.

Андрей Звягинцев – один из художников, благодаря которому в нашем кино сохраняется философский кинематограф, кинематограф созерцания и размышления. Его фильм “Изгнание” (он был представлен в конкурсе Каннского фестиваля и получил престижную премию за лучшую мужскую роль) органично вошел в программу “Зеркала”.

Программа “Отражения” показала около 20 документальных фильмов. Среди которых “Да будут дни наши длинными” Сергея Параджанова, “Карасук” Юрия Шиллера, “Настоящая мужская игра” Павла Медведева, “Человек в мире” Максима Гуреева и др. В ленте “Чужие дети” Павел Печенкин показал детей, которые, как осколки разрушенных семей, мешают жить. И год от года количество таких “бессемейных” ребят не уменьшается, сигнализируя о трагедиях внутри вновь возникшего общества “равных” возможностей. Кто соберет осколки и что отразится в склеенном зеркале?..

Наверное, во всех фильмах мы увидим самих себя, ведь российское кино – это зеркало нашей жизни.

Имя Андрея Тарковского действует как магнит и притягивает к себе самые лучшие силы кинематографического мира. Фестиваль собрал большое количество кинодеятелей, которые представляли здесь свои фильмы, ученых из разных стран, занимающихся изучением жизни и творчества мастера. А сколько замечательных актеров, операторов, режиссеров, деятелей культуры подарили нам встречи, воспоминания, рассказы о съемках, о своем творчестве: Александр Галибин, Борис Галкин, Вера Глаголева, Станислав Говорухин, Лариса Гузеева, Лена Великанова, Ольга Волкова, Иосиф Кобзон, Юрий Назаров, Лев Прыгунов, Елена Санаева, Лидия Федосеева-Шукшина. Почетными гостями фестиваля стали любимые актеры Тарковского Николай Бурляев и Олег Янковский, а также польская актриса Беата Тышкевич. Ведущими Торжественные церемонии открытия и закрытия фестиваля вели актеры Юлия Рутберг и Анатолий Лобоцкий.

Среди иностранных деятелей кино следует назвать, прежде всего, Международное Жюри фестиваля в полном составе: Донателла Бальиво, кинорежиссер, Италия; Миролюб Вучкович, киновед, программный директор Белградского МКФ; Франсуаза Навель, киновед, Франция; Вадим Юсов, кинооператор, Россия.

Председатель жюри – Тео Ангелопулос (Греция, выдающийся кинорежиссер, обладатель престижных международных наград, среди которых призы Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей; один из основателей Европейской киноакадемии) на вопрос, почему он согласился возглавить жюри фестиваля, ответил:

Я здесь, потому что это Тарковский. Мы познакомились с Андреем в Риме, и меня тогда поразило его одиночество. Но что-то, видимо, я тогда понимал не до конца. Сегодня одиночество человека еще сильнее, потому что в обществе потребления, где все подчиняется деньгам, невозможно быть до конца искренним. Но многие из нас все-таки стремятся к тому, чтобы не жить бездумно. Я много путешествовал по России, сейчас буду снимать здесь свою картину, и мне кажется, что я начинаю понимать и Тарковского, и что такое “русская душа”. И так хочется, чтобы таких людей, как Тарковский, было больше.

Победители:

Гран-При за лучший игровой фильм – “Драма/Мекс” (режиссер и автор сценария Герардо Нараньо, Мексика).

Приз за лучшую режиссерскую работу – режиссер Срдан Голубович, фильм “Ловушка” (Сербия/Венгрия/Германия).

Приз за лучшую женскую роль – актриса Сун Мей (“Перевозка арбузов”, Хорватия).

Приз за лучшую мужскую роль – актер Дарси Улафссон (“Дети”, реж. Рагнар Брагасон, Исландия).

Специальные призы фестиваля:

Специальный приз Президента Первого МКФ “Зеркало” – фильм “Ванечка” Елены Николаевой.

Приз зрительских симпатий – фильм “Путина” Валерия Огородникова.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России – фильм “Дети” (реж. Рагнар Брагасон, Исландия).

Приз “За выдающийся вклад в мировое киноискусство” получил Юсов Вадим Иванович.

Когда Марину Арсеньевну Тарковскую спросили, как бы Андрей Арсеньевич отнесся к фестивалю его имени, она ответила:

– Наверное, иронично. Он ведь не был человеком самовлюбленным. Сказал бы, посмеиваясь: ну что ж, посмотрим-посмотрим, что из этого получится…

Ну а мы скажем, что Первый Международный фестиваль имени Андрея Тарковского “Зеркало” родился, состоялся, получился. Этот фестиваль уникален и неповторим. И хочется, чтобы он рос и развивался, креп год от года, становился на ноги и собирал под свои знамена самое лучшее, самое умное, что есть в отечественном и мировом кинематографе.


Наталья Максимова


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ничто не вечно
«Аквариум»: документально & досконально
Клипсы
DVD-обзор


««« »»»