Церемонии и глянец

Когда я задумал написать очередной текст о церемониях открытия и закрытия разного рода фестивалей и вручении национальных и прочих премий, мне казалось, что он будет посвящен различиям творческих подходов, национальных и этнических традиций и индивидуальных стилей идеологов, художников и режиссеров. Не то чтобы я очень заблуждался относительно отечественных мероприятий – отличия здесь были, но, как правило, второстепенные. Между тем география моих кинематографических передвижений в последние месяцы была столь широка, что разнообразие казалось обеспеченным.

Однако неожиданно для меня здесь победила глобализация – индивидуальные отличия были заметнее национальных и цивилизационных. Сатана, то есть телевизионный шоу-бизнес, правил бал повсеместно. Чтобы не быть голословным, попробую дать сравнительное описание.

Каннский кинофестиваль – мекка мирового кино. Церемония открытия: основное действие происходит на красной дорожке – лестнице, ведущей звезд экрана в вечерних одеяниях к верховному жрецу, президенту фестиваля старцу Жилю Жакобу. В зале все значительно скромнее. Жакоб и директор программ Тьерри Фремон на сцене вообще не появляются. Все по-деловому: представляют жюри, конкурсные фильмы и доверяют открыть 60-й юбилейный фестиваль 90-летнему ветерану Мануэлю де Оливейре. Поистине величественна, пожалуй, лишь декорация. Все каналы показывают дорожку, прямой репортаж из зала – монополия закодированного «Канала плюс».

Церемония закрытия главного национального кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (на открытии я не присутствовал). Дорожка, ведущая к Зимнему театру, более домашняя, на ее вершине – не организаторы фестиваля, а веселая праздничная толпа, одетая кто во что горазд. На сцене, как принято у нас, двое ведущих – он и она – связывают между собой немногочисленные концертные номера и протокольное распределение призов чиновниками и отечественными звездами. Атмосфера непринужденная, но деловая, в отличие от известных широкой публике самодемонстраций Марка Рудинштейна или Юлия Гусмана. Снимает и показывает канал СТС – первый развлекательный (скандал с присуждением приза критики фильму «Груз 200» разразится позднее и за кадром).

Вручение призов «Давид Донателло» (итальянский «Оскар») в римском театре, похожем на ангар. Здесь нет дорожки – все действие в зале. Один массовик-затейник ведущий (итальянский гибрид Гусмана и Петросяна). Все проходит по-феллиниевски беспорядочно, но церемония укладывается в 45 минут – действительно, прямая телетрансляция обязывает. Особенно приятно, что приз за лучшую женскую роль (украинской проститутки) получает петербургская актриса Ксения Раппопорт, специально приехавшая на церемонию из Камбоджи. Одним словом, глобализация в действии.

Открытие десятого юбилейного Шанхайского международного кинофестиваля. Можно уже и не повторяться: красная дорожка, театральный зал с экраном, разодетые звезды (исключительно свои), много камер, на сцене – двое ведущих, концертные номера, представление конкурсной программы и членов жюри (подробности и детали см. выше). Ощущение дежа-вю не покидало меня ни на минуту.

Московский международный кинофестиваль… Требуется лишь одна поправка – на индивидуальный талант президента фестиваля Никиты Михалкова, артиста «Театра одного актера». На «Кинотавре» неслучайно показан последний фильм его брата Андрея Кончаловского под симптоматическим названием «Глянец». Можно было бы добавить «побеждает всех».

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №22 (465) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ротанка
DVD-обзор
Зачем блондинке петь?
Была жизнь как чудо, а стала…
Скандалы
Синема
Русские образцы


««« »»»