Медийный маскарад

В контексте самореализации у женщины богатый выбор. Она может сделать условно женскую карьеру – успешно выйти замуж и стать богатой & знаменитой; может сделать карьеру матери, нарожав на зависть подружкам много хороших, крепких детей. Может она и профессионально преуспеть. Современная американка, между прочим, особенно усердствует именно в последнем аспекте. И в недавнее время у нее появились новые возможности. Карьера профессиональной доносчицы становится самым коротким путем к настоящему, национального масштаба, успеху.

Несвятая троица

На рубеже 2002–2003 годов американский журнал Time удостоил трех женщин звания “Персона года” (Person of the Year 2002). Сами коллеги (из других СМИ) позиционировали выбор редколлегии Time как неординарный. Дело в том, что в традициях журнала называть “Человеком года” людей публичных, чье имя у всех на слуху. В позапрошлом году, например, на обложке декабрьского Time красовался мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани (Rudi Giuliani), который славно отпиарился после знаменитых терактов. А Иосиф Сталин так вообще дважды завоевывал это звание (в 1940 и 1943 годах). Даже Адольф Гитлер (Adolf Hitler) в 1939 году не без оснований красовался на обложке Time. Ну а Михаил Горбачев удостоился чести быть названным “Человеком декады” (1989 год).

“Выбор Time отражает, таким образом, общую тенденцию на усиление нравственности. Напомним, что 2002 год прошел под знаком не только борьбы с терроризмом, но также громких разбирательств вокруг американских священников-педофилов и скандалов, затрагивающих крупные финансовые корпорации и энергетические гиганты”, – растерянно комментировали неожиданный экзерсис российские журналисты.

На обложку – под “героическим” групповым снимком несвятой троицы – было вынесено: The Whistleblowers (свистнувшие). Да, в контексте американских ценностей доносчик – доблестный гражданин: “свистнувший” об опасности. Это как бы стоящий на шухере Демократии (в трактовке протестантского воспитания). Чтобы сомнений не оставалось, анонс-вынос под надписью-заголовком пояснял, что речь о дамах, рискнувших карьерой ради того, на чем стоит держава. С точки зрения российской морали эти три госпожи, персонифицировавшие США, – банальные доносчицы. Но в хорошем смысле этого слова, если таковой вообще может быть привнесен в родную речь, – женщины, рискнувшие свистнуть о неладах в структурах Worldcom, Enron и даже FBI! Не больше и не меньше.

В мае прошлого года 48-летняя сотрудница отделения ФБР Колин Роули (Coleen Rowley) послала донос на свое руководство в конгресс: знаменитое ведомство погрязло-де в бюрократизме и карьеризме. И тем самым спровоцировала живописный скандал. Который и привел “к масштабному реформированию структур Бюро и массовым кадровым перестановкам”.

Вице-президент компании Enron Шеррон Уоткинс (Sherron Watkins) – на той обложке справа – летом 2001 года направила в СМИ письмо, где рассказала о махинациях начальства. Enron обанкротился в декабре, а в ноябре 2002-го 43-летняя Уоткинс ушла из компании. Но теперь дела и у нее, раздающей автографы в точках общепита, и у ее супруга Рика (Rick), который в шутку представляется “Мистер Шеррон Уоткинс”, – замечательны.

Слева от Роули на обложке Time – внутренний аудитор WorldCom Синтия Купер (Cynthia Cooper). В мае 2002 года во время стандартной проверки финансовой отчетности Купер узнала, что родная компания утаила убытки на сумму $3,8 млрд. И не стала молчать, публично заявив, что концерн ведет нечестную игру, дословно – “грязно играет” (playing dirty), и несет ответственность за самое грандиозное бухгалтерское мошенничество в истории (the largest accounting fraud in history). Собственно, по логике вещей она и есть инициатор славного почина а-ля Паша Морозов.

Журналистка Аманда Рипли (Amanda Ripley), описавшая героический поступок 38-летней бизнес-леди, назвала свою статью “Ночной детектив” (The Night Detective). Подчеркивалось, что уроженка городка Клинтон стала вице-президентом местной достопримечательности – компании WorldCom (не просто входящей в первую сотню, но занимавшей 25-е место). После того как друзья-коллеги “ночной” ищейки предстали перед ТВ-камерами в наручниках, акционеры потеряли $3 млрд. 17 тысяч сотрудников WorldCom остались без работы. А в декабре плакат “На продажу” (sale sign) украсил ангар корпоративных самолетов некогда могучего концерна. Сама Купер, описываемая журналисткой как “крохотная блондинка” (крохотная, конечно, по US-габаритам, блондинка же – по выбору красителя), не осталась без жалованья и даже получила средства на совершенствование своего ремесла. Подчиненный ей отдел удвоился. Впрочем, в интервью журналу она сказала:

– Бывало, я рыдала и не могла остановиться.

Не все просто складывалось в судьбе одной из самых раскрученных (86 часов эфирного времени!) карьеристок Америки. Она вернулась в родной дом после того, как ее бросил муж. Старшей дочери тогда, в 1991-м, было 2 годика, и Синтия начала работать в WorldCom, получая по контракту лишь $12 в час. В 1993-м она снова вышла замуж – за своего школьного ухажера Лэнса Купера (Lance Cooper); 12 лет он работал компьютерщиком, а ныне Лэнс счастливый домохозяин, занимается воспитанием дочек – 13-летней Стефани (Stephanie) и полуторагодовалой Энн-Кэтрин (Anna Katherine). Так что наша героиня, так же, кстати, как и ее товарка по доносительству из ФБР Роули, – единственный добытчик в семье (the sole wage earner).

Она всегда была старательной девочкой. Рвала себе все места, впечатляя всех и всюду. Ее мать Пэтси Ферэлл (Patsy Ferrell) вспоминает, что даже воспитатели в детском саду жаловались, что “маленькая Синтия” всегда во все подробности вникала. В 14 она стала работать в местном McDonald’е. Ну и т.д. и т.п. Американская мечта в полный рост.

15 минут славы

Субботним декабрьским утром эта троица наконец-то сошлась во времени и пространстве. Для интервью о своем “параллельном опыте”. На вопрос, почему люди из высших эшелонов не готовы каяться и признавать свои ошибки, Уоткинс резонно заметила:

– Это в человеческой природе – спорить. Моя трехлетняя дочь [Marion] никогда не извиняется.

Роули тут же саркастично добавляет:

-– А в Штатах все еще хуже, чем где-либо. С этими умельцами-адвокатами теперь уже “никто ничего неверного не делает”.

На ремарку журналистки, что каким, мол, образом можно противостоять растлеванию, “идущему сверху”, Купер ответила:

– Учителя, родители, воспитатели должны заботиться, чтобы мораль в стране была непоколебимой.

А Роули, вскочив и зааплодировав, воскликнула:

– Не важно, агент ли ты ФБР, священник или правительственный чиновник. Мы все люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Но вскрывать собственные грехи и ошибки можно и нужно.

Кто же образцы для подражания?

Купер не оригинальна:

МакКарти (Oseola McCarty, в 1995-м подарившая $150 000 Университету – University of Southern Mississippi. – Ред.), Опра (чернокожая ТВ-легенда Oprah Winfrey. – Ред.), моя мать и Барбара Буш (Barbara Bush – мать действующего президента. – Ред.).

Схожий идеал и у вдумчивой Уоткинс:

– Бесспорно, моя мать. Мне было 14, когда родители развелись. И в те годы это не было для лютеран обычным делом…

Ну а спецслужбистка Роули ответила невнятно:

– Иранский профессор, приговоренный к смерти (Hashem Aghajari отдал жизнь за свободу совести, выступив с речью, в которой убеждал людей не следовать слепо за религиозными лидерами. – Ред.), и родители моих родителей (grandparents. – Ред.). Моя бабушка осиротела в 11 и пошла работать, чтобы поддержать своих братьев и сестер. А отец потерял родителей, когда ему было 2 года. Он стал почтальоном и проходил в день 23 километра (14 miles. – Ред.). Все мои родичи – примеры того, что даже без всякой надежды на победу ты должен делать все возможное для этого.

На декларацию того, что они сами теперь стали образцом для подражания, скромница Купер ответила за всех:

– Мы себя героями не ощущаем.

А свежеиспеченная звезда силового ведомства Роули уточнила:

– Если бы я прыгнула в ледяную реку, чтобы спасти ребенка, и мне посчастливилось выжить, – тогда другое дело… Надеюсь, я прыгнула бы… Может, нет. Может, я бы струсила.

Всегда готовы!

Из тех 65%, которые голосуют в США, более половины – активные, работающие женщины. Это понимают и республиканцы, и демократы. Недаром Эл Гора (Al Gore) фактически отстранили от участия в президентской гонке. В борьбу за женский электорат от демократов, похоже, вступит Хилари Клинтон (Mrs Clinton). Которая хорошо знает, чем живут и что думают средние немолодые карьеристки – передовой отряд корпоративной Америки (да и всего Запада). Если учесть, что самый простой способ обратить на себя внимание – “попасть в экран”, то остается лишь облегчить путь к успеху нужному человеческому материалу. Поэтому в Соединенных Штатах имени Буша-младшего (George W. Bush) самым коротким путем к славе, благодаря соответствующим образом ориентированным СМИ, становится донос. Разоблачения в Америке ныне весьма востребованный продукт. Прямо как в России 30-х годов. Дурной пример заразителен. В одной из ТВ-бесед Роули обронила, что решилась заложить руководство ФБР, прочитав о скандале с WorldCom. А Уоткинс потом еще и добавила, что в корпоративной Америке нет достойных лидеров.

Журнал Time лишь подтвердил очевидное: правящая элита, которой важно накормить народ зрелищами вместо жирного бургера, явным образом делает ставку на респектабельных женщин не первой молодости. Поскольку, повторимся, данный человеческий материал первым откликнулся на призыв Буша поддержать его в борьбе против врагов народа. Само собой — американского народа

После 11 сентября власть стала получать первые всходы своих постоянных призывов к населению. “Персоной года” могла бы стать дамочка по имени Юнис Стоун (Mrs Stone), бетонировавшая традицию доносительства в сентябре прошлого года. Наша общественность даже не заметила, что 13 сентября 2002-го в штате Флорида было перекрыто воздушное пространство, ибо ожидался теракт в Майами. Главный хай-вей штата (трасса I-75) перекрыли, полдня подтягивали спецтехнику, после чего дорогостоящие роботы-саперы стали потрошить багаж “агрессивных поборников ислама”. На след трех арабских студентов удалось выйти благодаря добропорядочной американке средних лет Юнис Стоун, которая якобы услышала, как “эти арабы” (причем по-английски) договорились 13 сентября взорвать город Майами! Эти сведения дошли до губернатора Флориды Джеба Буша (Jeb Bush, родной брат президента), тут же поставившего на ноги все подвластные ему службы. Бюджет Флориды похудел на несколько миллионов долларов, в которые обошлась “антитеррористическая операция”. К исходу суток инцидент был полностью исчерпан, студенты отпущены на свободу, осадное положение отменено, в международном аэропорту возобновлены полеты по расписанию, ТВ-каналы (включая CNN) прекратили прямую трансляцию с “места преступления”: выяснилось, что троица джигитов ехала в майамский госпиталь на стажировку. Мнения разделились: одни посчитали, что госпожа Стоун совершила благородный поступок, другие сочли ее истеричкой. Не подлежал сомнению только один факт – доносчица в одночасье стала всенародно известной. Задача республикански настроенных СМИ теперь заключается в том, чтобы поддержать Юнис Стоун и ей подобных, а заодно приумножить ряды поборников Системы. Американцев легко разворачивать в нужном направлении, используя агитпроповский набор.

Маска

У каждого в арсенале личности есть три компонента: маска (то, чем он хочет казаться), репутация, или миф (то, чем он кажется на самом деле), и лицо (то, что реально “имеет место быть”). Аналогичный расклад наблюдается и в масштабах стран. У любого государства есть имидж, создаваемый своими СМИ, есть репутация, фиксируемая чужими, и настоящее лицо, познаваемое лишь в процессе проживания в стране. “Людей года”, которых в канун прошлого Рождества предъявил общественности журнал Time, ни в коем случае нельзя считать подлинным “лицом” Америки. Это лишь псевдогерои республиканской доски Почета. Маска, которую пробушевские средства массовой информации пытаются напялить на лицо простого американца.

Да… То, что пробушевские СМИ пытаются выдать за истинное лицо Америки, слава Богу, не более чем маска. Выцветший лик не очень умной женщины, которая пытается соответствовать своему идеалу. Увы, дамы этой породы не видят, что идеал этот давно потерял актуальность, а его ярые поборники, вроде президента Буша, преследуют совсем другие цели. Не видят они и того, что на уровне подсознания ими двигает вовсе не стремление к нравственному совершенству, а дефицит внимания и одобрения. Поэтому, несмотря на PR-продвижение трудящейся женщины-матери в качестве образца для подражания (role model), репутация США хоть и женского рода, эквивалентна образу агрессивного, меркантильного и жадного самца. Как и прежде. Самым симпатичным является подлинное лицо этой милой, ухоженной, инфантильной страны. Ее население – доброжелательное, незлобивое и беспечное. Жаль только, его никто из-за границы не видит, а власть не принимает в расчет. Поэтому в один прекрасный день может оказаться, что – благодаря стараниям СМИ – маска приросла к лику простого американца, как к фейсу персонажа Джимми Керри (Jimmy Carry) в ленте The Mask, а сама сверхдержава превратилась в злобного Фантомаса.

Мы это уже проходили.

А они, бедняги, еще нет.

Так что им можно только посочувствовать.

Евгений АЛЕЙНИКОВ & Марина ЛЕСКО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Весенняя усталость
Челобитная
Хочется извиниться
Выбор счастливчика


««« »»»