«Вы все – моя Система!»

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

О нем говорили: «Никогда не знаешь, где его встретишь, никогда не знаешь, когда он уйдет». Он был старше, мудрее, и он был прекрасен. Звали его – Солнце.

***

Невероятно, но этой весной на Пушкинской площади случилось чудо. Замерзшие московские души, измученные несгибаемой зимой, позже придавленные страшными событиями в метро, неожиданно обнаружили под растаявшим снегом нечто очень теплое: дом, где живет солнце, а точнее «Дом Солнца» – киноисторию о любви юной девушки Саши к Солнцу.

Однажды летом эта самая девушка поступала в институт. И все у нее было хорошо с точки зрения советского истеблишмента: и номенклатурные родители, и ведомственная папина «Чайка», и правильный жених в солидном прикиде. Да вот беда – девушка для уготованного ей светлого будущего оказалась слишком романтичной, восторженной, но правдивой. Случай сталкивает ее с необычными молодыми людьми, и она оказывается втянута в водоворот невероятных событий и незнакомых доселе ощущений. И родительская опека, и помидорная рассада на грядках, и галстук жениха кажутся ей теперь такими далекими и нелепыми. Вместо этого она едет на рок-концерт в подмосковное Балабаново, где впервые услышит со сцены откровение: «Сегодня самый главный день, сегодня битва с дураками!»

«Я тоже хочу быть хиппи», – говорит Саша своим новым знакомым. Произнеся это, она понимает, что только что сделала первый самостоятельный и важный шаг в своей жизни. Ее манит эта внутренняя и внешняя свобода, а впереди лето, да что там лето – вся жизнь, и жить надо свободно, честно и… любить! А раз ты бесстрашно вошла в эту дверь – вот тебе в награду невероятные и увлекательные приключения в Крыму. А там море, ржавые заброшенные корабли, местная пиратская рок-радиостанция, неприятности с милицией, драки с гопниками и… прекрасный, загадочный, просто волшебный Дом Солнца где-то высоко в горах, и этом доме самая что ни на есть настоящая Любовь!

Конечно же, в фильме много музыки. Какие же хиппи без музыки? Режиссер картины – Сукачев, а Гарик прежде всего музыкант. Музыкант, рискну заявить, с безупречным стилем и вкусом. И в результате – правильный, хипповый саундтрек, составленный из наиболее ярких мелодий цветочной эпохи, в который вошли и обреченно-щемящая «Mean Mistreater» Grand Funk, и энергичный гимн упоения свободой «Born to Be Wild» группы Steppenwolf. Лейтмотивом фильма, конечно же, стала знаменитая песня про дом восходящего солнца в различных вариациях. Не обошлось без наших «машинистов» и «Калинова Моста». Само собой поучаствовали парни из «Неприкасаемых», записавшие энергичные рок-инструменталки в духе 60-х. А еще сам Солнце до боли похож на певца-гитариста Александра Ситковецкого по кличке Сита, лидера легендарной группы «Високосное лето».

В общем, получился невероятно красивый, музыкальный, правдивый и чистый фильм. Впервые за долгие годы на отечественном экране показаны настоящие человеческие отношения без грязи и чернухи, и искренняя любовь, драматичная и прекрасная.

***

Своими впечатлениями от фильма делятся олдовые московские хиппи, пришедшие на ежегодный «митинг» на Гоголях – Нильс и Глаша:

– У меня осталось ощущение, что весь фильм построен на парадигме: хиппизм – это такой растянутый суицид, стремление к смерти. Хиппизм, хиповская идея – это же стремление к жизни. При том, что в фильме все в целом достаточно оптимистично, главный герой Юра-Солнце постоянно мучается сердечными приступами и видениями операционной: он с самого начала приговорен. Фарцовщик Малый лезет в любую драку, где его могу покалечить и даже убить, чилиец Хуан постоянно на наркоте, ему тяжко на земле, он не хочет жить, ведь хунта расстреляла его сестру…

Разговор подхватывает Глаша:

– В картине много ляпов, но самое важное, что это первый фильм в нашем кинематографе, где главный хиппи-герой положительный; он вызывает симпатию, жалость, какие-то другие чувства и эмоции. Думаю, что этот фильм заставит обывателя оглянуться по сторонам и увидеть в современном хиппаре не только подонка и наркомана. Может быть, пожалеть, помочь, посмотреть на него с интересом, или просто обратить внимание на такое явление, как хиппи. В фильме говорится, что такого явления нет, но мы-то – есть. И дети выросли – прекрасными, чистыми и нормальными! Вон уже третье поколение бегает! И не надо много требовать от этого фильма. В нем нет истории хиппизма, нет никаких реальных прототипов. А Юра-Солнце? Это был совершенно другой человек. В фильме есть несколько замечательных сцен общения с социумом, с родителями, великолепная сцена соблазнения невинной девицы. Что касается собственно хиппизма… Ну какие хиппи? Они ездят на поездах, снимают жилье у какой-то бабушки. Что-то такое милое, причесанное, прихиппованное. Ребята после школы, перед армией или институтом…У них есть три свободных месяца, и они хотят весело провести время. Можно сказать, что фильм вообще не про хиппи. Это нормальная, полноценная, очень хорошая мелодрама, и я думаю, что она понравится абсолютно всем, даже тем, кто не знаком с историей хиппизма. Кто еще консультировал фильм, кроме Баптиста? Я консультировала, я его и привела в этот фильм. И сама из своего архива показывала актерам старые видеозаписи аж на три часа. Поэтому там такие реальные костюмы, поведение, манеры общения и сленг»

Нильс: – А началось все так. Он вышел в центр площади и сказал: «Я – Солнце, а вы все – моя Система!»

***

Сквер у памятника Пушкину безлюден, и если бы не кучка молодежи у подземного перехода, распивающая портвейн… «Ребята, вы тоже были на фильме «Дом солнца»? «Нет, а он уже вышел?» «Да, вот иду с премьеры, давно не видел ничего подобного. Невероятные эмоции! Вспомнил свои хипповые семидесятые, как мы с друзьями на этом вот самом месте (взмах рукой в сторону бронзового поэта)…» «Здорово! Может, вы с нами выпьете? Кстати, крымский» Пожимаю плечами: «Почему бы и нет?»

…Вокруг монумента кружились фантомы, кое-где раздавался перезвон гитары, подпрыгивали в радостных приветствиях длинноволосые мальчики и девочки, а кто-то сходу говорил: «Ну что, боярин, не послать ли нам в Елисеевский гонца, что б купил он нам винца?» Ему со смехом отвечали: «У бояр один ответ: денег не было – и нет!». «Старик, а помнишь ту рыженькую в белоснежной маечке?»

Ох, как давно это было! А сегодня все на миг воскресло, вернулось на экране так реально и так пронзительно…

«Не плачь, потому что это закончилось, улыбнись тому, что это было» (Г. Маркес)

Фото автора.


Георгий Аветисов

Музыкант, литератор, фотограф. В составе подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» сокрушал устои советской эстрады виртуозным исполнением в бешеном темпе джаз-роковых риффов на 13/8. Увлечение Индией и трансцендентальной медитацией чуть не довело Георгия до цугундера, но вовремя наступившая перестройка захлестнула артиста обилием творческих инициатив.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

О легендарном фотографе
Хочет стать певицей
Быть доступной
Переехала в Лондон
Любовь и шпионаж
Работает вместе с сыном
ЦСДФ возобновляет свою работу
На три буквы: МТС
Красивая память
Первый Славянский форум искусств
Художник Никас Сафронов vs ФБР
Про деньги
Встреча с Легендой
Mr. Trololo споет в Москве
Коротко


««« »»»