Лолита reverse

Когда-то влечение обрюзгших мужчин к юным созданиям вызывало негодование, но в конце концов было оправдано.

Набоков, по большому счету, не был сексуальным первопроходцем. Вспомним ту же классику: Дон Мануэль в начале романа Фейхтвангера «Гойя» говорит своему другу: «Я же не настолько стар, чтобы увлекаться маленькими девочками». Но бремя лет все-таки напомнило о себе бедному дону Мануэлю.

Итак, общественность знает о феномене Лолиты, постоянно наблюдает факты, которые в изобилии предоставляет современность (взять, к примеру, отечественный шоу-бизнес, где, как известно, многие молоденькие исполнительницы находятся на попечении у взрослых «дядей»). Реагируют представители социума по-разному, но так или иначе принимают феномен как должное.

Поэтому на повестке дня вопрос более актуальный: романы женщин бальзаковского возраста с мужчинами, которые могли бы быть детьми этих дам.

Литературные ситуации

Ж.Расин. «Федра». Цитата:

«Жестокий! Ах! Ты понял слишком много!

Все сказано, чтоб ты не мог в ошибку впасть.

Узнай же: вот она, безумной Федры страсть!

Люблю я! Но не мни, что, полная тобою,

Сама себе кажусь невинной женою,

Что помутившей ум безумственной любви

Я попустительно питала яд в крови».

Здесь Расин трактует известный древнегреческий миф. Федра, жена героя Тезея, почувствовала непреодолимое влечение к своему пасынку, Ипполиту. Ипполиту же, как хорошему сыну, претила сама мысль о близости с мачехой. К тому же он, изменив своей непорочной преданности богине Артемиде, влюбился в Арицию, афинскую принцессу. Отвергнутая Федра, любовь которой быстро переродилась в жгучую ненависть, сообщила Тезею о несуществующих домогательствах Ипполита. Взбешенный Тезей, призвав на помощь своего покровителя, Нептуна, обрек сына на смерть. Во время его прогулки на колеснице Нептун исторгнул из океанских пучин архаическое чудовище; юный воин метким ударом копья справился с ним, однако, кони, испугавшись монстра, понесли, и участь Ипполита была решена. В заключительной сцене трагедии, когда Ипполита уже нельзя было спасти, Федра открывает правду и от горя умирает сама.

Встает вопрос: неужели Тезей, законный муж Федры, афинский царь, сын Эгея, обладающий статусом героя, победителя Минотавра, и лишь на одну ступеньку стоящий ниже пантеона богов, не обладал достаточной мужественностью и сексуальностью, чтобы удовлетворить ненасытную Федру? Что она могла найти в девственном Ипполите, который не мог похвастаться ни любовными подвигами, ни успехами в борьбе с остатками зооморфной мифологии?

Древние греки в подобных вещах были склонны видеть проявление воли богов. Поэтому внезапная любовь воспринималась ими как стихийное бедствие (коим она и является). Трактоваться же могла как божественное наказание или ирония. Расин в своем произведении воспроизвел особенности античного мышления и не стал заниматься психологическими изысканиями: фатальную страсть Федры он никак не объясняет. Можно только делать предположения, что лишь в Ипполите Федра почувствовала ту силу, обаяние, волю (что там еще нравится женщинам?), которыми не обладал Тезей и никто другой. Хотя Ипполит, конечно, плюс к своему магическому амплуа был в прекрасной спортивной форме благодаря ежедневным физическим упражнениям и занятиями охотой.

Ги де Мопассан. «Милый друг». Цитата:

«Ей бы надо было душить любовника в объятиях, не отводя от него пламенного, глубокого и страшного взгляда, каким смотрят иные, уже увядшие, но великолепные в своей последней любви женщины; ей бы надо было, впиваясь в него безмолвными дрожащими губами, прижимать его к своему тучному, жаркому, утомленному, но ненасытному телу, а вместо этого она вертелась, как девчонка, и сюсюкала, думая, очевидно, что это придает ей особую прелесть:

– Я так люблю тебя, моя мальчик! Приласкай понежней свою птичку!»

Жорж Дюруа, главный герой романа, сделал себе состояние и великолепную карьеру благодаря целой серии браков и любовных интриг. В какой-то момент для проверки своей мужской привлекательности он занялся госпожой Вальтер, супругой господина Вальтер, директора банка и владельца крупной газеты «Французская жизнь». После первой близости Жорж очень скоро пресытился пышными формами этой дамы и ее наивной влюбленностью, чем обрек несчастную женщину на неописуемые страдания.

В конце романа Дюруа сделал «ход конем», благодаря чему вознесся на недосягаемые вершины и совершенно уничтожил госпожу Вальтер: женился на ее дочери.

Жорж Дюруа, как можно заключить из скупых описаний его внешности, человек плотного сложения, с военной выправкой и лихими, коварными усиками: по сути, плейбой того времени. Неудивительно, что бедная госпожа Вальтер не могла устоять: ее супруг, еврей по происхождению, закоренелый буржуа по образу жизни, вряд ли мог с ним сравниться. Прожив много лет в браке, родив детей, неукоснительно соблюдая пуританскую скромность и супружескую чистоту, она так и не узнала любви и наслаждения до появления господина Дюруа.

«Слушайѕ слушайтеѕ я никогда никого не любила, кроме вас, клянусь вам. И я люблю вас уже целый год, тайной любовью, любовью, которую я хранила в тайниках души».

Стендаль. «Красное и черное». Цитата:

«Теперь он уже больше не колебался: страх перед угрызениями совести, которые потом отравляли бы ему жизнь, вернул ему все его самообладание; он поднялся и холодно сказал:

– Да, сударыня, я покидаю вас навсегда; будьте счастливы, прощайте.

Он сделал несколько шагов к окну и уж взялся за раму, чтобы приоткрыть ее. Г-жа де Реналь бросилась к нему и припала головой к его плечу; он почувствовал, как она сжимает его в своих объятиях и щека ее льнет к его щеке».

Мало кто не помнит страстную историю Жюльена Сореля и госпожи де Реналь. Любовь впоследствии приводит к гибели обоих. Госпожа Реналь из-за невыносимой ревности к мадмуазель де Ла-Моль, пишет письмо, компрометирующее Жюльена и уничтожающее его положение в обществе, которого он добивался с таким трудом. Обезумевший Жюльен стреляет в автора злополучного письма. Де Сореля арестовывают, судят и казнят за покушение на убийство госпожи де Реналь, госпожа де Реналь тихо умирает через три дня, обнимая своих детей. Месяц перед казнью, проведенный Жюльеном в каземате, был скрашен частыми посещениями госпожи де Реналь и стал лучшим в жизни обоих.

Здесь наблюдается очевидная реминисценция к взаимоотношениям Жоржа Дюруа и госпожи Вальтер: госпожа де Реналь увидела в бледном с арийскими чертами мальчике то, чего не было в ее состоятельном и высокопоставленном супруге. Примечательно следующее. Поначалу Жюльен захотел заслужить расположение госпожи де Реналь по тем же причинам, что и Жорж Дюруа, то есть руководствуясь принципами мужского честолюбия. Далее, по ходу развития фабулы романа, Жюльен испытывал неподдельные чувства к Матильде де Ла-Моль, дочери герцога, в доме которого он работал секретарем. Жюльен возненавидел свою первую любовницу, когда она выставила его в черном свете перед герцогом де Ла-Моль и Матильдой. Но, находясь уже в сыром каземате, с мыслью о смерти, лишенный практически всех человеческих радостей, он осознал, что первая его любовь была настоящей и единственной.

Ганс Гейнц Эверс. «Богомолка». Цитата:

«Леди Синтия сидела на диване, сжимая в руках свою маленькую книжицу; увидев меня, она отложила ее в сторону. Так же, как и я, она была облачена в халат – восхитительно пурпурное кимоно, расшитое темным золотом. Она налила мне чаю, намазала маслом тост. Все это время мы не сказали друг другу ни слова. Я мгновенно проглотил бутерброд, запил его обжигающим чаем, все время чувствуя дрожь в теле. Наконец у меня на глазах выступили слезы. Я встал перед ней на колени, сжал ее руки, опустил лицо на нежные колени. Она не возражала.

Неожиданно она поднялась.

– Вы можете делать все, что вам заблагорассудиться, –– проговорила леди Синтия. – Абсолютно все. Но при этом на должны произнести ни слова. Ни единого слова!»

Восемнадцатилетний студент, некий Бринкен, приезжает в поместье к своему другу, сэру Оливеру, и там влюбляется в его жену, прекрасную и загадочную леди Синтию. Их отношения разворачиваются в рамках правил поведения высшего общества и сумрачной религии.

Сложно сказать о подлинных чувствах леди Синтии: это неоднозначное произведение написано в традициях интеллектуальной мистики и призвано утвердить мысль о том, что образованные, аристократического происхождения женщины немногим отличаются от самок пауков и змей, которые пожирают самца после акта соития. Тем не менее «Богомолка» подходит к нашей теме именно в ракурсе наличия отношений между взрослой женщиной и молодым мужчиной – в этом случае мальчиком.

Леди Синтия вела крайне уединенный образ жизни, не ездила верхом, не играла в крикет. Спальни с мужем были у них раздельные; немногие разговоры происходили за приемами пищи и носили в основном светский характер. Также следует отметить, что муж леди Синтии, сэр Оливер, был человек веселого и компанейского нрава, и свое расположение к людям он охотнее всего проявлял в общении с молоденькими служанками. Так что леди Синтия обладала всеми шансами увлечься студентом Бринкеном.

Просто жизнь

Кто из нас, пребывая в нежном, ученическом возрасте, не переполнялся желанием обладать учительницей по английскому языку или биологии, едва лишь прозвенит звонок и она королевской походкой войдет в класс, облаченная в мини-юбку и белую блузу с двумя расстегнутыми верхними пуговицами? Не бледнели ли в тот момент, не отходили ли на второй план такие удовольствия, как футбол на уроке физкультуры, игра в точки на математике и, на перемене, сигареты в мужском туалете?

Вили Фуалаау, американскому школьнику, 12 лет от роду, гавайцу по происхождению, посчастливилось воплотить в жизнь мечты целых поколений. Его учительница, 32-летняя Мари Кей Летурно, мать четверых детей, являлась идеальной школьной учительницей, нежной, красивой, женственной и сексуальной. Как и в описанных выше случаях, по причинам, лежащим в области нелогичного, Мари Кей и Фуалаау полюбили друг друга. Они предавались плотским утехам в совершенно разнообразных местах, которые мы все успели детально изучить в своих эротических фантазиях и с помощью подсказок из журнала Playboy. Гимнастический зал, душ для девочек, автомобиль, классная комната.

Ради своей любви Мари Кей пожертвовала семьей (узнав правду, муж эмигрировал в Канаду и уже оттуда вел дело о разводе), работой (после этой истории ей уже вряд ли придется заниматься преподаванием в школе), свободой и социальным статусом (за совращение несовершеннолетнего Мари Кей отсидела 7,5 лет и в заключении родила своему любовнику вторую дочку). После освобождения в 2005 году 43-летняя Мари Кей вышла замуж за Вили Фуалаау, которому исполнился 21 год. Примечательно, что Фуалаау дождался своей возлюбленной, а не начал встречаться с какой-нибудь молоденькой мулаткой из «соседнего двора». Судя по интервью и репортажам, оба, наконец, дождались своего счастья.

Может быть, в этой истории есть что-то похожее на историю Жюльена и госпожи де Реналь, только со счастливым концом? Страсть, разрушающая социальные устои и табу, долгое ожидание, казематы.

Психосексанализ

Всегда интересно ознакомиться с мнением экспертов и оценить ситуацию на любовном фронте родной страны.

Давидъян Валерий Арцикович, врач уролог-андролог, сексопатолог, объясняет подобные явления следующим. Любое сексуальное влечение, как это ни странно, основывается на выработке именно мужских гормонов – тестостерона, который содержится и в женском организме. У девушки, молодой женщины, естественно, преобладают женские гормоны. Начиная примерно с 30 лет женщина в прямом смысле начинает стареть, что приводит к увяданию женских гормонов и активизации гормонов мужских. Внешне это проявляется в таких малоприятных вещах, как, например, более интенсивный рост волос на лице и теле. Таким образом, в период с 30 до 35 лет женщина становится наиболее активной в сексуальном плане. И если до 30 инициатором интимных отношений является мужчина, у которого гормональный расцвет приходится на возраст 25 – 30 лет, то после 30 женщина вполне может доминировать. Недаром говорят: «Сорок пять – баба ягодка опять». В аспекте сексуального здоровья для женщины или мужчины Валерий Арцикович не видит ничего особенно хорошего или дурного: «Секс подобного рода настолько же полезен, как и секс партнеров примерно одного возраста. Хотя женщина, конечно, может получить гораздо больше в плане эмоционального удовлетворения».

Врач психиатр-психотерапевт Владимир Павлович Файнзильберг раскрывает тему с позиции психиатрии. Общая современная тенденция, наблюдаемая Владимиром Павловичем в своей длительной практике, такова. Женщина, всю свою жизнь посвятившая карьерному росту либо созданию прибыльного бизнеса, в определенном возрасте обнаруживает, что необходимо срочно обзаводиться семьей. Почему бы, казалось, не попытаться найти человека, близкого по возрасту и, следовательно, по духу?

Известно, что каждый человек в своей жизни предстает в двух основных ипостасях: в роли ребенка и родителя. Женщина 40 – 45 лет непременно хочет занимать главенствующее положение в будущей семье – стать матерью не только для детей, но и для супруга. Зрелого мужчину, как правило, крайне сложно подчинить себе, поэтому дамы в возрасте останавливают свой выбор на молодых, которые примут все их условия и образ жизни.

Современные российские особы, как правило, находят молодых людей социально неблагополучных, не получивших должного образования и навыков для квалифицированной работы. «Бизнес-леди» полностью берут судьбу маргиналов в свои руки, спонсируют их обучение в институте, рекомендуют на выгодные, высокооплачиваемые должности. Параллельно с этим процессом, само собой, заключается брак. Но браки эти недолговечны: едва юным мужьям удается прочно встать на ноги, они, уставшие подчиняться своим женам и зависеть от них, подают на развод.

В практике Владимира Павловича, впрочем, был один уникальный случай, когда именно женщина теряла интерес к молодым любовникам. Одна его пациентка, обеспеченная светская дама 48 лет, мать двух дочерей, сменила четырех мужей и теперь развлекается тем, что знакомиться с молодыми людьми с периферии, приехавшими в Москву на заработки. Ее привлекают в первую очередь внешние данные – «горячие мужчины» с юга вообще всегда импонировали русским женщинам. Так вот, вдохновившись, она вступает в связь с «горячим мужчиной», оказывает ему помощь в оформлении регистрации, устраивает его в институт, потом находит ему интересную работу. Но как только бывший гастарбайтер прочно встает на ноги, дама теряет к нему всякий интерес.

«А искреннее влечение, – заканчивают свою мысль Владимир Павлович, – молодых мужчин к женщинам намного старше их можно рассматривать, конечно, как временное, несколько необычное пристрастие, но, по большому счету, это является определенным отклонением».

Философия декаданса

«Постойте, постойте, Владимир Павлович, – сказал я самому себе, – о каких отклонениях вы говорите?..»

Как ни странно, но собственная моя судьба оказалась связанной с двумя женщинами старше меня на 8 и 9 лет. У одной годовалая дочка, у второй мальчик, 4 года. Первая, Катя, замужем, сидит дома с ребенком. Пользуясь привилегиями студента, журналиста и бездельника, я заезжаю к ней днем, во второй половине, в то время как ее муж честно трудится или пьет пиво в футбольном баре. Вторая, Маша, живет с сыном и сестрой, работает главным бухгалтером в каком-то серьезном холдинге. Маша с удовольствием водит меня в кино, одалживает деньги и приезжает ко мне, стоит только об этом попросить.

Так неужели мою ситуацию следует отнести в разряд патологии? Я получаю те отношения, о которых мечтает любой мужчина. Никаких обязательств. Свободный выбор времени для встреч. Минимальные затраты по физическим силам и финансам. Бесконечная благодарность со стороны любовницы за то, что я уделяю ей свое внимание. Трогательная печаль, которая, бывает, проскальзывает в ее взгляде или случайном слове, от сознания, что я никогда не буду ей принадлежать. Также иногда мне приятно сознавать, что я могу дать моим дорогим женщинам то, чего не могут потенциальные или уже существующие мужья. Иллюзию любви и романтики, реальность секса.

Как и любому мальчишке, мне всегда казались скучными процессы заполнения гражданских ячеек общества при помощи создания здоровых и прочных браков. Однако не больше романтики я вижу и в желании женщины найти себе гастарбайтера, который лучше сохранился, чем пятидесятилетний заслуженный производственник, и нарожать от него детей.

Мой личный опыт отношений со взрослыми женщинами начался, когда мне исполнилось 16 и я погрузился в виртуальную любовь: чаты, переписка, телефонные звонки. Наиболее значимым и интересным в этом периоде, является, без сомнения, роман с 32-летней Элеонорой из Балтимора, «черного» города где-то за океаном. К моменту знакомства у меня была отработанная схема общения с женским полом, предстающим передо мной в виде чатовских иконок: общий фрейм, приват, e-mail, телефон. Тот роман существовал сначала в переписке, потом в долгих телефонных разговорах, которыми меня баловала Элли примерно раз в три дня. Мы болтали часами, но в какой-то момент стало очевидно, что долго наши отношения не проживут: я оказался вынужденным признаваться в любви дважды в день, утром и вечером, каждый раз в оригинальной форме и вдобавок беспрестанно вести беседы он-лайн. В конце концов мои эмоционально-литературные ресурсы истощились.

Конечно, некоторое время я наслаждался нашей интерактивной любовью и мыслью о том, что я, по собственному признанию моей дорогой Элли, был «единственным настоящим мужчиной в ее жизни». Мужчиной, младше ее в два раза, лишенным тела и даже изображения (я не отправлял свои фотографии).

Этот опыт многому научил меня. Я понял, что многие женщины всю жизнь ищут себе «настоящих мужчин», которыми порой оказываются мальчишки. И я не хочу видеть в подобных вещах патологию, которую зачастую усматривают в подобных отношениях современные специалисты по трепанации сознания. Меня интересуют и трогают совсем другие аспекты таких отношений – в частности, попытка преодоления стереотипа в форме отказа от убогого брака и посредственного секса. Взаимопроникновение жизни и литературы. Умение наслаждаться настоящим. Философия парадокса. Миражи, игры без правил, прелести обреченных отношений.

Игорь КАВЕРИН.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Moulin Rouge”, январь 2007 г. (издатель Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Смысл жизни
Андрюха, братан!
Василиса Николаева: В ожидании принца
DVD-обзор


««« »»»