Жесть. Как ее есть?

Наш корреспондент делится впечатлениями о фильме «Консервы» (Россия, 2006). Режиссер – Егор Кончаловский. В ролях – Марат Башаров, Сергей Векслер, Александр Галибин, Алексей Гришин, Любомирас Лауцявичус, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Любовь Толкалина и др.

Крупные государственные чиновники встречаются в Нескучном саду недалеко от входа в ЦПКиО имени Горького – им надо обсудить зловещие планы по дискредитации России с помощью продажи бен Ладену консервированного урана. Но чиновники не догадываются, что в припаркованном неподалеку микроавтобусе спрятался стрингер по прозвищу Кролик, не пользующийся популярностью у девушек. Кролик заранее оборудовал деревянную решетку галереи, в которой (галерее, а не решетке) негодяи беседуют о своих грязных делишках, видеокамерой и микрофоном. Записанный диск с компроматом Кролик продает честному журналисту Игopю Дaвыдoву (Башаров). Игорь понимает, что должен обратиться к мировому сообществу с разоблачением подлых планов, но молодая жена, красавица Ольга (Толкалина), не рекомендует ему торопиться – ей страшно. Тогда Игорь решает посоветоваться со своим старинным приятелем, генералом Астраханцевым (Галибин). Генерал разделяет сомнения Ольги: «Сам утонешь и Россию за собой потянешь» – увещевает он Игоря. «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет», – неуверенно цитирует честный журналист вычитанную где-то умную мысль, хотя на тему о том, что не тонет, вообще-то напрашивается другое выражение. Тут авторы сценария допустили явное упущение, смешно бы получилось. В остальном же фильм почти безупречен в этом отношении. Редкая по своей дикости трэш-чушь – нет, эти «Консервы» сделаны явно не по ГОСТу.

Практически сознательно пародируя свои предыдущие фильмы, режиссер-постановщик Егор-Кончаловщик (так он представил себя на премьере), наконец нашел адекватную форму для кинематографического самовыражения. Впрочем, для полноценной пародии «Консервам» не хватает все же юмора и легкости – как-то это все с излишним надрывом снято, как будто от отчаяния. Такой же отчаянной выходкой кажется и придуманная Егором универсальная концовка – подобно Бобу Марли, который «купил себе такой джип, что никто уже не скажет, будто я езжу на Большом Белом BMW», постановщик «Кончаловщик» применил ход, популярный некогда у писателей-фантастов первой половины прошлого века. Ни один критик уже не сможет упрекнуть «Консервы» в небывальщине, переходящей все грани приличия! Не могут зэки золото в горах мыть? Нельзя упасть в обморок, «застрелившись» из пистолета, стоящего на предохранителе? Да можно! Кончаловский знает, как. Поиздевался он и над штампами жанра – бежать из тюрьмы Давыдову помогают добрые, очаровательные и благородные воры («нам даже дал с собой половничек один ужасно милый уголовничек»), а их авторитет в исполнении, конечно, Шакурова, «включает» на сходке неподражаемые брежневские интонации. На воле герою помогают честные и благородные интеллектуалы – офицеры ФСБ. В роли плохих парней – сотрудники МВД и ссученные (то есть, говоря официальным языком, вставшие на путь исправления) зэки.

Главным плюсом картины является качественно раскрытая тема негодяев – по своей злобности и подлости они напоминают отрицательных героев индийских боевиков 80-х годов. Генерал Астраханцев не только прикрывает торговцев консервами, но и положил глаз на жену преданного им друга, засадил его в тюрьму, а сам лезет к Ольге в постель (тема сисек попутно тоже оказывается раскрыта). Лучшие кадры в картине принадлежат Сергею Векслеру, сыгравшему начальника тюрьмы. Небо не видело такого позорного гада, как он! Пьет спирт, на всех орет, журналиста закозлить хотел, ссученных на него натравливал. А главное – ворованное золото в консервы упаковывал. Да, консервы действительно проходят красной нитью через весь фильм. И тут, и тут критики будут бессильны, пытаясь упрекнуть режиссера в притянутом за уши названии (рабочее название картины было – «Побег со свиньей», но Егор все же решил, что двух побегов подряд даже для него многовато). Бежавшие зэки собираются пустить «на консервы» прихваченного с собой ссученного, сотрудники ФСБ выходят на торговцев ураном, расследуя дело об украденной из вагона тушенке.

Помимо искрометной самопародийности, «Консервы» содержат еще и элемент своеобразного объяснения в любви советскому кино. Девушка, которую плохие парни хотят сбросить с моста, устало лепечет: «Господа, вы звери», некоторые эпизоды побега невольно вызывают в памяти «Джентльменов удачи», а сцена разоблачения «законсервированного» в рядах разведчиков «крота» – «Место встречи изменить нельзя»: «А деток моих ты, горлопан, кормить будешь?!». Признаться, выглядит этот дикий коктейль весьма занятно, гарантирует регулярное оживление в зале и приподнятое настроение по выходе из него. Тут, кстати, нельзя не отметить прекрасно организованное на премьере гард-шоу. Во время лагерных сцен по залу медленно, заложив руки за спину, прогуливались охранники, внимательно и напряженно наблюдавшие за зрителями. А когда у лагерного вертухая в фильме заговорила рация, ожила рация и у живого охранника, стоявшего в проходе – как бы перекликаясь с происходящим на экране…

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Как это будет
Мачехины дети
Необыкновенный концерт
Уважаемый Владимир Владимирович!
Марина Хлебникова: Кофейку не хотите ли?
Любимый
В очереди за дивидендами
Рэп-хохлома в новом клипе Тимати
«Негламурные» артисты на юбилее


««« »»»