С Лидией ВЕЛЕЖЕВОЙ, замечательной вахтанговской актрисой, мы познакомились в тот расчудеснейший период ее жизни, когда по телевидению только-только отгрохотал – подобно несущемуся на всех парах «товарняку» – сенсационный сериал по роману Ф.М.Достоевского (роман называется «Идиот» – необходимое пояснение для ирландцев. – Прим. Авт.), где Лида отметилась блистательным, на мой взгляд, исполнением роли Настасьи Филипповны. Блистательная же наша критика созданный ею образ блистательным отнюдь не нашла.
Наверное, поэтому и новый разговор мы начали со старой темы.
– Лида, в просвещенных кругах на протяжении вот уже трех с половиной лет живет и побеждает мнение, что роль Настасьи Филипповны Барашковой вы провалили. Иначе говоря, – не справились вы с этой ролью. Что можете сказать в свое оправдание?
– Что значит – не справилась? Это со штангой можно справиться или не справиться. Но мы ведь не о тяжелой атлетике разговариваем. Мы о центральной фигуре сложнейшего русского романа говорим. И о традиции экранных ее воплощений, между прочим, тоже. Я имею в виду, конечно, фильм Пырьева и тот образ Настасьи Филипповны, который там создан. И многие зрители – особенно это касается «просвещенных кругов» – ждали от меня, что называется, продолжения банкета. То есть буквального повторения того образа, который воплотила в старом фильме Юлия Константиновна Борисова.
– Не дождались, судя по всему …
– Ну не могут же две совершенно разные актрисы сыграть одинаково одну и ту же роль! А ведь тут не только разные актрисы. Тут и режиссеры разные. И значит, фильмы у них получились разные. И время, между прочим, сейчас другое. Нельзя было в 2002 году играть и снимать так, как это делали в 1958-ом году!
– В общем, Лида, вы пали жертвой традиционных представлений?
– Никакой жертвой я себя не считаю. Мне доверили очень трудную и невероятно интересную работу. И я сделала все от меня зависящее, чтобы работу эту выполнить достойно. Думаю, мне это удалось. Во всяком случае, режиссер фильма (Владимир Владимирович Бортко – второе необходимое пояснение для ирландцев. – Прим. Авт.) считает именно так.
– Почему же в таком случае критика обрушилась именно на вас?
– Вероятно, нашей критике срочно потребовался «мальчик для битья». Вернее, «девочка». Вот они на меня и набросились. Ведь наброситься на меня – это гораздо проще и безопаснее, чем набрасываться, например, на Инну Чурикову.
– Я знаю, что вашу Настасью Филипповну очень высоко оценила гениальная Людмила Максакова…
– Это действительно так. И еще – когда я только была утверждена на роль – она сказала: «Не дай бог, тебе, Лида, сыграть эту роль хорошо! Тебя же с землей сровняют!» Так, в общем-то, оно и случилось.
– Жалеете о чем-нибудь в этой жизни, Лида?
– Жалею о том, что никогда не выигрывала в «спортлото». Это единственная моя печаль на сегодняшний день.
– И последний вопрос, Лида. Что нового в театре?
– Последняя моя премьера – «Небесные ласточки». И знаешь, кого я там играю, Сань? Опереточную примадонну! Ты ведь, кажется, опереттой интересуешься?..
Александр КОГАН.