Фестиваль философии, науки и искусства Euriade существует уже 26 лет и проходит в том уголке Европы, где сходятся современные границы трех государств – Германии, Бельгии и Нидерландов. Небольшой немецкий городок Ахен – бывшая столица Карла Великого, – известный также и под франкоязычным названием Экс-Ля-Шапель, несет в своей архитектуре и бытии память о Средневековье – другой эпохе становления Европы. В нескольких километрах от него расположен ныне нидерландский Керкраде со старинным аббатством Рольдюк, в течение веков неоднократно менявший своих хозяев, но не основное предназначение – быть образовательным центром. Гости и большинство организаторов фестивальных мероприятий жили в Ахене, а основные торжества – в том числе чествование австрийского актера Клауса-Мария Брандауэра – проходили в Рольдюке.
Когда нас первый раз повезли в соседнюю страну, россияне задали естественный вопрос: где государственная граница? «Мы ее проехали вон на том перекрестке», – объяснила Инна Вержбицкая, работающая в руководстве фестиваля и исполняющая обязанности нашего водителя. Потом мы узнали, что и Бельгию чуть не зацепили.
В выступлениях мэров городов, как и главного организатора и вдохновителя Euriade доктора Вернера Янсена, не раз звучала мысль, что именно местоположение «в сердце Европы» сыграло решающую роль в формировании локальной (на три страны) культурной политики, построенной не на национальной исключительности, а на взаимодействии языков, традиций и вероисповеданий. Идейным вдохновителем Euriade стал Мартин Бубер – еврейский философ и теолог, своей небольшой работой «Я и Ты», впервые опубликованной в 1923 году, заложивший основы теории диалога как основы культуры, сближаясь с такими отечественными мыслителями, как Бахтин и Библер.
Принцип диалога стал базой образовательной концепции Бубера и воплотился в «подростковом» разделе программ фестиваля. Учителя из Германии, Австрии, Бельгии и Нидерландов привозят сюда группы школьников-старшеклассников (в 2007 году к ним планируют присоединиться эстонцы, в 2008 году – русские), которые обсуждают со старшими философские проблемы и живут в средневековых стенах своей жизнью, сочетающей интеллектуальные занятия с дискотекой.
Главное же – они получают привилегии в общении с героем дня, в нашем случае – с самим Брандауэром. Клаус-Мария – лауреат премии «Оскар», исполнитель главных ролей в знаменитых фильмах Иштвана Сабо «Мефисто» и «Полковник Редль», постановщик ряда известных картин, в том числе «Марио и волшебник», знаменитый театральный актер, в послужном списке которого такие ключевые фигуры истории человечества, как Юлий Цезарь и Ленин. Он артист от Бога, на протяжении нескольких часов разыгравший целую серию уморительных этюдов.
Закономерно и то, что сказать похвальное слово о герое «Мефисто» было поручено Кампино – звезде немецкого панк-рока, основателю и руководителю группы Toten Hosen (буквально – «мертвые штаны», на жаргоне – «импотенты»). Кампино сыграл главную роль в поставленной Брандауэром «Трехгрошовой опере» Брехта. Выступление с официальным текстом со сцены далось ему труднее, чем Вернеру Янсену, прочитавшему пламенную лекцию «по мотивам» Бубера, или тому же Брандауэру, но он был вознагражден бурей оваций с галерки, где сидели подростки (партер был отдан престарелым Toten Hosen).
Присутствие Кампино оказалось тем более парадоксальным, что музыкальная часть фестиваля была безраздельно отдана классике. Балом правил Моцарт, поскольку Янсен известен не только как философ, но и как поэт, и как автор новых «писем Моцарта» своим современникам, одно из которых с вдохновением зачитал Брандауэр. Так что никакого панк-рока…
И все же Euriade – почти идеальный пример «глокальности» – сочетания жесткой привязки к определенному месту и универсальных притязаний взаимодействия между искусствами и поколениями.
Кирилл РАЗЛОГОВ.
Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №45 (441) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).