Музыка Бабаджаняна звучит лучезАрно!

В Армении давно и с нетерпением ждали этого события. Интригу подогревал обещанный приезд делегации из Москвы – Президента Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна, сына знаменитого композитора Араика Бабаджаняна, генерального продюсера Фонда, поэта и журналиста Владимира Попкова, известного российского импресарио Маргариты Лапиной, главного режиссера Государственного Кремлевского Дворца Евгения Глазова.

Москвичи прямо из международного аэропорта Звартноц направились в Государственную филармонию, где уже вовсю кипела работа по подготовке концертов, посвященных 85-летию одного из лучших композиторов ХХ века. Концертов камерного и симфонического, включавших в себя исполнение фортепьянного трио и квартета, написанного Арно Арутюновичем в память о Д.Шостаковиче, знаменитой Героической баллады для фортепиано с оркестром, удостоенной Государственной премии, концерта для виолончели с оркестром, арии-вокализа, оркестровой сюиты на темы его знаменитых песен и, конечно же, эстрадного, в котором должны были прозвучать лучшие песни Арно Бабаджаняна, те, что уже полвека знает и напевает не только население 1/6 части земной суши, которую занимала наша бывшая общая Родина – СССР, но и всё, как тогда говорили, остальное прогрессивное человечество, переводя эти песни на свои языки.

Участвовать в этом концерте мечтали все армянские певцы, в репертуаре которых песни их великого земляка – обязательная и постоянная составляющая. Ждали и Иосифа Кобзона, который должен был специально на несколько часов прилететь в Ереван из-за рубежа, чтобы спеть песни друга. Одним словом – Ереван в разгар своего чудного златолистого бабьего лета – радостно шумел в резонанс с горящими осенним пожаром кронами кленов и тополей, а у театральных касс шла битва за билеты на концерты Фестиваля, которых… там уже давно не было. Ну, разве что – в виде исключения, только для очень уважаемых людей, которые лично знали Арно Арутюновича. Но что было делать, коль таковыми – оказалось практически все взрослое население Еревана? А с рекламных щитов, глядя на все это, чуть грустно (будто извиняясь перед теми, кому не посчастливилось достать билеты) улыбался «виновник» торжества – один из самых известных и любимых армян на земле.

И не мудрено. Какой же его земляк не знает сегодня «Песню первой любви», «Ереван сирун ахчик» («Ереванскую красавицу») или негаснущие с годами хиты – «Свадьбу», «Королеву красоты», «Лучший город земли», «Не спеши», «Благодарю тебя», «Позови меня», «Голубую тайгу» и еще десятки песен, с которыми неотрывно связаны незабываемые минуты в жизни миллионов людей. Потому что под эти песни не только в Ереване, но и в тысячах городов и весей бескрайней страны – от Курил до Львова – встречались и расставались, грустили и смеялись, выходили замуж и женились, служили в армии, рожали детей, взрослели и старились. Да что там говорить – в полной мере хлебнув за последние наши полтора десятка лет все последствия «беловежского развода», мы вдруг поняли, что песни эти так любимы и незабываемы еще и потому, что с ними связано не такое уж плохое время и в нашей жизни, и в жизни нашей общей, некогда великой, не исполосованной нынешними границами, страны.

С нетерпением ждали и дебюта вновь созданного музыкального коллектива – Концертного оркестра, получившего в качестве большого творческого аванса – имя Арно Бабаджаняна. Гарантией, что коллектив не ударит в грязь лицом, было то, что возглавил его один из лучших дирижеров Армении – Томас Мадатов, работавший в свое время с Арно Арутюновичем, знающий творчество знаменитого композитора не понаслышке. И праздник музыки, задуманный как мощный финальный аккорд юбилейного Фестиваля музыки Арно Бабаджаняна в Армении, посвященный его 85-летию, – состоялся! Аккорд из трех концертов – камерного в зале им. Комитаса, симфонического и эстрадного в Концертном зале имени друга и учителя Арно Арутюновича А.Хачатуряна – прозвучал!

Еще до концертов, буквально, разрываясь между их подготовкой и беспрерывно атакующими журналистами республиканских СМИ, москвичи провели несколько брифингов и пресс-конференций, выступили на всех национальных теле- и радиоканалах, дали множественные интервью газетчикам. Рассказали о работе Фонда памяти Арно Бабаджаняна в Москве и его филиала в Ереване, много лет возглавляемого Заслуженным деятелем искусств Республики Армения Робертом Акопяном. Большой интерес вызвали и предстоящие концерты в Московском Международном Доме музыки, Большом зале Московской консерватории и, конечно же, самый главный и ответственный – 15 декабря в Государственном Кремлевском Дворце, приуроченный к торжественному закрытию Года Республики Армения в России.

Среди радостных реляций об успехах Фестиваля, грустной нотой в ходе пресс-конференции, проходившей в Министерстве культуры Армении, прозвучал вопрос, адресованный генпродюсером Фонда Владимиром Попковым заместителю министра культуры республики Карине Ходикян:

Скажите, если я, будучи поклонником творчества Арно Бабаджаняна, а таковых в мире – миллионы и миллионы, приеду в Ереван и захочу прийти к своему любимому композитору, куда мне направиться? У вас есть замечательные музеи Хачатуряна, Параджанова, Сарьяна. Но вот Арно Бабаджанян, благодаря чьему творчеству об Армении узнали в самых отдаленных уголках Земли (композитор в 1974 году в Токио был удостоен награды, как «лучший композитор мира» за свою песню «Чертово колесо» на стихи Е.Евтушенко, опередив знаменитого Френсиса Лея и многих других мировых мастеров), до сих пор не имеет своего дома в родном городе. Когда в Ереване, наконец, появится музей Арно Бабаджаняна?

Ответ, к сожалению, был довольно невнятным:

А что мы можем? Все деньги и городская земля – в руках мэрии… А ее больше интересуют коммерческие объекты – ночные клубы и развлекательные центры, дающие хороший доход в бюджет.

Хотелось добавить – и рестораны, где сплошное засилье турецкой низкопробной попсы. Как, впрочем и в музыкальных магазинах – с трудом можно отыскать СD и DVD с произведениями национальных композиторов. В основном – сплошные «тарканы» и «изауры» да всепроникающий «шансон». Удалось, правда, найти диск «Планета Бабаджанян» выпущенный несколько лет назад в Москве. Но – контрафактный. Ну, что ж, как говорится: спасибо и на том господам «популяризаторам» – пиратам.

Но если говорить о приятном, то как же было радостно видеть, как во время концертов большинству произведений А.Бабаджаняна, как классических, так и эстрадных, исполнявшихся под его утопавшим в цветах портретом, зрители аплодировали стоя! Цветы были от зрителей и артистов. В знак любви. Хотелось бы что-то существенное увидеть и от властей. В знак признания того, что сделал для своей родины Армении ее великий сын.

Лучшие певцы республики – Марат Айрапетян, Люси Арустамян, Гегам Григорян, Жанна, Анна Марти, Гаяне Оганесян, Лейла Сарибекян, вокальный ансамбль «Джезл» и другие талантливые исполнители представили незабываемые песни национального классика в новых, современных аранжировках и сопровождении Концертного оркестра им. Арно Бабаджаняна. Как всегда, блистательно закрывал концерт, Иосиф Кобзон, которому Арно Арутюнович при жизни часто доверял первое исполнение своих лучших песен. Остался верен своему другу Иосиф Давыдович и после его ухода, постоянно помогая работе Фонда памяти Арно Бабаджаняна, участвуя во всех вечерах памяти композитора.

Знаковыми стали премьеры двух посвящений на стихи Владимира Попкова, специально созданных к этим концертам – песни «Не замести снегам память», написанной и спетой Араиком Бабаджаняном в память об отце, и композиции-реквиема «Арно» композитора Аркадия Хаславского, исполненной Иосифом Кобзоном. Эти произведения прозвучали на фоне документальных кадров, на которых Арно Арутюнович на несколько мгновений снова вернулся к нам. И даже затемненный зал не мог скрыть слез на глазах зрителей, стоя завершивших торжественные памятные минуты и сопровождая их долго не смолкавшими овациями. Но как всегда, в концертах А.Бабаджаняна, финал все же был радостным и лучезарным! «Ереван сирун ахчик» исполняли не только те, кто находился на сцене, одну из самых любимых песен дружно пел весь зал!

В заключение – одна маленькая деталь, буквально, «пробившая» меня насквозь. Я увидел, как, не отрываясь от съемки, пели… телеоператоры. Побывав на сотнях концертов – и в качестве исполнителя, и организатора, и зрителя, в том числе на многочисленных авторских вечерах – такое, признаюсь, увидел впервые. И это, согласитесь, дорогого стоит. А еще: позволило окончательно понять, чем песни Арно Бабаджаняна отличаются от тысяч и тысяч других…

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Правила Голливуда
Фантазии Write-Веллера
DVD-обзор
Последнее прибежище гормона


««« »»»