От Штирлица до Глюкозы

На новом сборнике «Семнадцать мгновений судьбы. От Глюкозы до Кобзона» представлены новые версии песен Микаэла Таривердиева – композитора, с равной гениальностью писавшего шлягеры, музыку для кино и серьезные академические произведения. Рекомендую всем при случае послушать его сочинения для органа – даже далекий от классики человек вряд ли останется к этим записям равнодушным. Тем не менее «широкая публика» знает Таривердиева по наизусть заученной музыке к «Иронии судьбы, или С легким паром» и трогательнейшей песне «Маленький принц».

Произведения композитора постоянно переиздаются – об этом заботится его вдова Вера Таривердиева. Как сообщается в буклете трибьюта, первоначально она планировала выпустить так называемую «популярную» часть наследия Микаэла Леоновича в аутентичном виде, в авторском решении. «И раньше мне предлагали представить ее в современных аранжировках. Я долго этому сопротивлялась, – пишет Вера Таривердиева. – И все же желание, чтобы музыку Микаэла Таривердиева знали не только по культовым фильмам и не только люди, близкие ему по возрасту, подтолкнуло меня на эксперимент». В итоге песни композитора исполнили Глюкоза, Алена Свиридова, Григорий Лепс, Тамара Гвердцители, Сергей Трофимов, группы «Сурганова и оркестр», «Город 312», «Республика» и др., и вдова осталась «рада, что именно музыка Микаэла Таривердиева объединила таких разных, непохожих друг с другом людей».

Ну что тут сказать? Вера Гориславовна, вас обманули. Или вы обманулись. К сожалению, большинство новых версий не отражают и половины достоинств оригиналов, да и ваши ожидания относительно того, что модные артисты поспособствуют популяризации музыки Таривердиева среди юного поколения, вряд ли оправдаются. Вот, например, Глюкоза, которой достался тот самый «Маленький принц» из ныне совершенно забытого фильма «Пассажир с экватора». Единственное, что можно сказать о ее исполнении – хорошую песню сложно испортить даже квакающе-крякающей вокальной манерой: то есть и молодежь не поймет, и старшее поколение напряжется. А моложавый Буйнов, подчеркнуто бодро спевший «Если у вас нету дома» – это кому адресовано? Считающим Буйнова актуальным артистом зрителям новогодних шоу на Первом канале? Так молодых людей среди них немного, да и их родители скорее предпочтут в семисотый раз посмотреть «Иронию судьбы» с нормальным исполнением этой песни. «Город 312» стал так часто выступать с кавер-версиями, что впору усомниться, что они могут написать новое свое, сравнимое с «Останусь»; чужие же композиции (в данном случае «На Тихорецкую») они поют плохо. Вячеслав Петкун уже «спрашивал у ясеня» в проекте «Нашего радио» – теперь его пародийная трактовка перекочевала и в официальный трибьют Таривердиева. Лолита Милявская исполнила произведение «Не отнимайте у женщин сигареты» из цикла мелодекламаций Микаэла Леоновича. Этот странный жанр на стыке музыки, литературы и театра одного актера и при жизни автора не все воспринимали адекватно, а сегодня, да еще в версии Лолиты, звучит совсем неестественно. Наконец, Кобзон. Какие, казалось бы, могут быть претензии к Кобзону, поющему «Мгновения» из «сериала про Штирлица»? Это же классика эстрады! Однако Иосиф Давыдович зачем-то перезаписал этот трек, изменив темп и добавив с избытком смысловых ударений. В итоге даже этот номер вопиет о необходимости вернуться к аутентике.

По-настоящему удачных кавер-версий получилось не так уж много. Юля Савичева небезуспешно учится петь лирику, тренируясь на таривердиевской «Артистке цирка». Очень хорошо вслед за Аллой Пугачевой исполнила «Мне нравится» Светлана Сурганова – впрочем, эта ее версия тоже давно известна. На удивление в тему выступила группа «Фабрика» в треке «Ты не печалься» – годы упражнений в пении матвиенковских стилизаций под советскую эстраду даром не прошли. Приятно слушать также контратенора Олега Безинских с «Вокализом» из «Предчувствия любви» и оркестр п/у Константина Кримца с близкой к оригинальному исполнению мелодией из «С легким паром». Наконец, обратите внимание на синтез поп-музыки с барокко в саундтреке к фильму «Король-Олень», а также на то, что этому синтезу в «Дуэте Короля и Анджелы» совсем не противоречат голоса Инны и Дмитрия Маликовых.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Открытые файлы» Владимира Шахрина
Горбатый снится
О турникетах…
Секреты здоровья перекочевали с Первого канала на DVD
Чужие дети Голливуда


««« »»»