Голливуд, мы и США

Первоначально комбинаторика разных влияний в американском кино (где ведущую роль играли основатели Голливуда, в значительной своей части одесские евреи) вела к цементированию новой национальной культуры – культуры США, откуда ведущая роль американской «комической» и «вестерна» неомифологии формировавшейся нации. В стремительном завоевании голливудской продукцией европейской (в том числе и советской) аудитории решающую роль сыграло то, что она в большинстве своем состояла из людей, не обремененных чрезмерным эстетическим воспитанием и способных искренне и без комплексов наслаждаться произведениями, созданными их простыми соотечественниками за океаном.

Именно поэтому в фестивале «Образы Америки» раздел «Классика Голливуда» был представлен двумя вестернами. Один из них – «Ранчо с дурной славой» был снят классиком немецкого кино, автором «Нибелунгов» Фрицем Лангом с антифашисткой Марлен Дитрих в главной роли. Второй вестерн «Необузданные» был посвящен излюбленному спорту ковбоев – родео. Создатель этого произведения Николас Рей, голландец по происхождению, в глазах киноманов всего мира был идеальным воплощением мифологии классического Голливуда.

Еще одна картина исторической части фестиваля – «Прекрасное безумие» – представляет творчество гостя фестиваля ветерана Ирвина Кершнера (кстати, его отец был родом из-под Киева, а мать – из Одессы). Кершнер известен нашему зрителю по работам, относящимся к новейшей транснациональной фазе развития Голливуда. Он единственный режиссер, поставивший и одну из серий «бондианы» «Никогда не говори никогда», и лучший эпизод «Звездных войн» «Империя наносит ответный удар». Весьма примечательно, что его ученик Джордж Лукас охарактеризовал его как человека, умеющего делать все, что должен уметь голливудский режиссер, но при этом Голливуду не принадлежащего.

В ходе подготовки «Образов Америки» я просмотрел список всех «американских» фильмов, выпускаемых в России с августа по октябрь. Из нескольких десятков лент всего две (!) были посвящены американским реалиям: «Башни-близнецы» Оливера Стоуна и «Черная орхидея» Брайана де Пальмы. Первую предполагали выпустить на наши экраны к годовщине событий 11 сентября, вторая закономерно стала фильмом открытия нашего фестиваля.

Экранизация одноименного романа недавно ушедшего из жизни классика жанра Джеймса Эллроя воссоздает мрачный стилизованный образ Лос-Анджелеса конца 40-х годов минувшего века, как бы отвечая на оптимистическую версию, предложенную Мервином Ле Ройем в «Безоговорочно».

Завершился фестиваль современным прочтением жанра «черного фильма» во впечатляющем режиссерском дебюте Райана Джонсона «Кирпич», удостоенного главного приза фестиваля «Санденс» – Мекке американских независимых киноталантов.

В современных условиях именно «независимые» дают зрителям образы американской культуры (скорее даже культур разных сообществ, населяющих США). В то время как Голливуд предлагает ленты об оборотнях, инопланетянах, вселенских катастрофах и космических сражениях, обращенные к аудитории всей планеты, где роль той или иной национальной специфики (в том числе и американской) оказывается сугубо подчиненной.

Отсюда и вывод: собственно американская кинокультура находится по отношению к глобальным тенденциям в том же положении, что и любая другая национальная культура – русская, французская или пакистанская. Поэтому и на наших экранах мы наблюдаем засилье вовсе не американского кино, а кино транснационального, не только голливудского, но и французского (Люк Бессон) и отечественного («Дозоры») разливов. А реальные «Образы Америки» если и попадаются в текущем репертуаре, то среди аутсайдеров.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №40 (436) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Идея нахожусь?
Не два, а три в одном
Певец любви
DVD-обзор


««« »»»