Наш корреспондент посмотрел фантастический триллер «Меченосец» (Россия, 2006) и решил поделиться своими впечатлениями с читателями. Режиссер Филипп Янковский. В ролях – Алексей Горбунов, Леонид Громов, Алексей Жарков, Татьяна Лютаева, Артем Ткаченко, Чулпан Хаматова.
Группа оперативников, усиленная армейским спецназом и преследующая особо опасного преступника, находит в лесу перерубленный пополам лесовоз. Злодей не мог далеко уйти, понимают сотрудники органов. Водолазы достают из речки целехонький мотоцикл, только что протаранивший ограждение моста, а зритель переносится в детство главного героя, когда Саша (Ткаченко) обнаружил в себе способность легко убивать, немного понервничав. В минуты стресса у него из ладони, как струя паутины у Человека-Паука, вырастает меч-кладенец, с помощью которого в мгновение ока можно «одним махом семерых побивахом». Страшный дар делает растущего без отца Сашу изгоем общества, его преследуют нанятый мафией киллер (Горбунов) и милиция. Случайная встреча с питерской художницей Катей (Хаматова), содержанкой преуспевающего бизнесмена, откроет перед парнем радости безудержного секса и в разы увеличит количество трупов на единицу экранного времени.
«Саша хочет быть героем, ну а он такой и есть», – ироничная песенка Виктора Цоя невольно приходит на ум не только благодаря красочным пейзажам Ленинградской области, которые довольно эффектно поданы в картине. Какой подросток не мечтает иметь большой меч и способность внезапно превращаться в сверхчеловека, удивляя жестокой расправой обидчиков, глумящихся над чахлым задротом? «Вот так нарвешься на боксера…» – говорилось по схожему случаю в фильме «Коллеги» с Василием Ливановым.
Есть в новой работе Филиппа Янковского и второй, более общий метафорический план. Современный горожанин частенько испытывает приступы злобы к окружающим, которые сдерживаются лишь физической неспособностью ее реализовать. «Меня это просто бесит», – не без гордости говорит человек в таких ситуациях. Стояние в очереди, давка в транспорте, да мало ли что еще – в худшем случае в дело идут язык или локти. Что будет, если в раздражении у вас из руки вырастет меч, работающий как лесопилка? Тема, безусловно, любопытная и актуальная, но, как и любая другая, требующая как минимум качественной реализации.
К сожалению, фильм «Меченосец» оказался в профессиональном отношении за гранью добра и зла. Чего стоит только история знакомства с Катей, напоминающая развитие сюжета в простейшем софт-порно и вызывающая одновременно невольные «ржачные» позывы и чувство неловкости за актеров. С комической серьезностью и удручающей неумелостью применяется масса пошлейших штампов голливудского мейнстрима. Количество и нелепость сюжетных ляпов переходит все границы. Почему прохожие под проливным дождем не пользуются зонтиками? С какой стати сошедшему с парома Саше тут же предлагают купить из-под полы грузинский кинжал? А покупает-то он его зачем?! А зачем, с раненой Катей на руках, он перерубил лесовоз, который ничем ему не мешал? И в чем смысл перевозки краном (manipulyator-77.ru) арестованного Саши из «Крестов» на Канонерские острова? А лютеранский священник, везущий влюбленную парочку с ночевками в мотелях неизвестно откуда и куда? И все это свалено в одну кучу, бессвязно, торопливо, пунктирно. Мотивация действий как в дурном сне, но для сна атмосфера этой ленты слишком не странная, не сюрреалистичная.
Саша находит своего отца (Жарков) – и, конечно, тут же убивает его: за то, что алименты матери не платил. А поговорить?!! Отец бы хоть пораскаивался, пооправдывался – тем более что не приходится сомневаться: Алексей Жарков отлично бы это сыграл, чай, не впервой. Но нет, нам же не хватит времени на глубокомысленные «настроенческие» дождливые пейзажи с паромами. Впрочем, то, что папе не дали и слова сказать, может, и правильно – диалогов в картине мало, и они отличаются чудовищной ходульностью и неестественностью, к тому же большей частью состоят из каких-то восклицаний, мычания и междометий. Роль Кати прописана настолько поверхностно и убого, что ее не оживила бы никакая актриса. Из актеров в рамках нормальной профессиональной работы остаются только Горбунов, Громов, Жарков и, к счастью, Ткаченко, остальные же эпизодические и второстепенные персонажи были бы уместны разве что в посредственном телевизионном ситкоме.
В итоге неизбежные ассоциации с Эдвардом Руки-Ножницы или Росомахой из «Людей Икс» превращаются в злую насмешку над самой идеей фильма. Непонятно только одно: если это не халтура, а пародия – над кем так недобро посмеялся режиссер?
Борис ГРИШИН.