Амурская осень

Еще на закате советского периода нашей истории и в годы перестройки я неоднократно говорил и писал о том, что основной вектор культурного сотрудничества следует переориентировать с усталого Запада на «тигров» Юго-Восточной Азии – Китай, Корею, Японию и Вьетнам. Похоже, что это наконец (лучше поздно, чем никогда) происходит, о чем свидетельствуют большие российские выставки в Японии и Китае, нынешний год России в Китае и грядущий год Китая в России.

Есть люди, которые поняли перспективные приоритеты в Дальневосточном регионе (страны и мира) раньше других. Одним из них был Сергей Новожилов, основавший в начале третьего тысячелетия кинофорум «Амурская осень».

В нынешнем году это мероприятие проходило в Благовещенске, Харбине и Пекине уже в четвертый раз. Я был на нем впервые (как председатель жюри кинофильмов).

Форум охватывает две страны, включает два конкурсных фестиваля – кинофильмов, с одной стороны, и антрепризных спектаклей, с другой, и, главное, цикл концертов и творческих встреч артистов с аудиторией как в России, так и в Китае. В общей сложности в форуме участвует более трехсот деятелей культуры.

Ключевым элементом программы становится посещение Харбина – крупнейшего центра российской эмиграции первой трети ХХ века. Многие исторические постройки в Харбине, по сути, – памятники русской архитектуры. Одно из конкретных достижений местных подвижников и организаторов форума – восстановление из руин русского кладбища.

Если с точки зрения художественного качества самих произведений программа фильмов в общем и целом значительно превосходила антрепризные спектакли, то внимание зрителей распределялось в обратной пропорции: на спектаклях, как правило, были аншлаги, а фильмы нередко шли в полупустом зале. Увидеть живых кумиров и пообщаться с ними было важнее, чем посмотреть новые фильмы. О радости общения со зрителями говорил накануне своей трагической гибели в автокатастрофе, омрачившей проведение форума, актер Алексей Локтев.

Второй парадокс программы – скандал, который вызвали у местной театральной общественности спектакли екатеринбургского провокатора Николая Коляды. Модный автор и режиссер, востребованный в мире и поднятый на щит московской критикой, был на ура воспринят местной молодежью, но встречен в штыки «читающей и пишущей публикой», усмотревшей зловещую символику в прорыве канализации в здании театра во время демонстрации весьма вольной реинтерпретации гоголевского «Ревизора».

Здесь надо пояснить, что население Благовещенска – одно из самых молодых среди городов России. Город занимает второе (после Лас-Вегаса) место в мире по числу игорных заведений на душу населения. Почему? Да потому, что азартные игры на деньги в Китае запрещены, а город уже два десятилетия живет в условиях свободы трансграничного передвижения. Смешанные браки здесь скорее правило, чем исключение. Амурская область – идеальная зона наблюдения за процессами постепенного мирного заселения Сибири китайцами.

Отсюда и последний парадокс: на церемонии открытия фестиваля была показана инсценировка предшествующего этапа нашей истории – отвоевания и освоения ныне российского побережья Амура казаками под предводительством Муравьева-Амурского. Открытие проходило при большом скоплении народа на арене нового стадиона. Авторы и режиссеры не учли лишь одного – по окончании эпизода во славу Родины его участники, выстроившись колоннами, ушли со сцены под трибуны. Финальный эффект, как показалось многим, символизировал грядущий исход русских с берегов Амура, а то и из Сибири.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №36 (432) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Невинная
DVD-обзор
Еще один сгорел на работе


««« »»»