Битва титанов

Недавно закончился 30-й юбилейный Фестиваль фильмов мира в Монреале. В своем заключительном слове его основатель и бессменный руководитель Серж Лозик подчеркнул, что этот фестиваль в отличие от других преследует не коммерческие, а сугубо культурные цели. Он призван продемонстрировать культурное и художественное многообразие мирового кино. Под «коммерческими фестивалями» имелся в виду не только главный конкурент – фестиваль в соседнем Торонто, начавшийся через несколько дней после церемонии закрытия Фестиваля фильмов мира, но и Канн, и Берлин, и большинство крупных киносмотров, относящихся к классу А, включая Москву и Карловы Вары.

Пафос известного своей несговорчивостью Лозика был далеко не случаен. В минувшем году его «кинули» два основных государственных спонсора – «Телефильм Канада» и организация по поддержке культуры региона – и попытались организовать новый фестиваль, пригласив зарубежную звезду – Морица де Хадельна, бывшего руководителя Берлинского и Венецианского киносмотров.

Сравнение этих двух киномероприятий весьма поучительно, тем более что мне довелось принять участие и в том и в другом. В прошлом году на «новом» фестивале меня посетило недоброе чувство злорадства. Де Хадельн, который привык к тому, что фильмы ему подносят (что в Берлин, что в Венецию) на тарелочке с голубой каемочкой и остается только выбрать лучшие, оказался абсолютно не подготовленным к ситуации борьбы и конкуренции. Программа оказалась на порядок слабее даже конкурсов Московского международного кинофестиваля, качество которых, как правило, оставляет желать лучшего. Залы были пусты, а организаторы фестиваля и варяг – директор программ, прилюдно ругались, что в офисе фестиваля, что на страницах печати. Мероприятие провалилось, пошли, почти как у нас, проверки и выяснение того, куда же девались деньги, и в начале нынешнего года проект был похоронен.

Невзирая на уход двух главных «бюджетных» спонсоров, Лозику удалось все же провести фестиваль в прошлом году, а в нынешнем он праздновал победу, хотя оставался столь же стесненным в средствах – «Виза» и «Эр Канада» не могли компенсировать потери. В результате не хватило денег на электронное субтитрирование фильмов на французский язык, что в известной мере повлияло на посещаемость (Монреаль находится во франкоязычной провинции Квебек).

Но самое главное в другом – меня поразил высокий уровень конкурсной программы, сплошь составленной из мировых и международных премьер. Рядом – Торонто, параллельно идет Венеция, куда дружно направилась вся отечественная пресса, а тут – что ни фильм, то открытие.

Конечно, ведущее место занимали территории, исчерпать возможности которых отборщики ведущих фестивалей мира просто не могут, – это Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Универсальный гуманистический пафос объединил Восток и Запад, верующих и неверующих. Такова сила подлинного искусства.

Секрет Лозика прост. Он – последний из могикан, представитель уходящего поколения «кинофилов», сохраняющих верность кино как искусству.

Это поколение Анри Лаглуа, Жана-Люка Годара и Анатоля Домана. У нас оно представлено такими людьми, как, к примеру, Владимир Дмитриев или Наум Клейман. Отсюда и доверие к ним творцов и недоверие чиновников и крупных бизнесменов, которым «мешает» самостоятельность и эксцентричность старика Лозика и ему подобных.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №34 (430) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пустые места
Рок-н-ролл – это мы
Алмазные реки
Мертвый язык
Ложные рубежи
DVD-обзор
“Пилигрим” нашел пристанище
РАН или не-РАН?


««« »»»