Путем воронки

Александр Солженицын когда-то обозначил ситуацию 1916 года как воронку. Обе конфликтующие стороны подталкивают друг друга к худшим решениям. Ты вон как? – а я могу хуже. Переиродить Ирода. Сделать так, чтобы противник зашелся в тошной зависти: батюшки, да он же совсем без тормозов! Ну-ка я сделаю что-нибудь такое, от чего меня самого вырвало бы в другое время, – но теперь-то можно, теперь конец всех ограничений, раз они так. Раз они такие, мы будем тысячекратно ужаснее! И – бабах!

При таком подходе коридор ответных возможностей в самом деле сужается не по дням, а по часам. Дело в том, что количество лучших ответов – беспредельно. Но количество худших очень невелико. В конце концов остается всего два варианта: убийство и самоубийство. Да они, собственно, уже и сливаются.

Воронка – прямое следствие отказа от главного христианского принципа: быть лучше противника. Лучше – не обязательно добрее, щедрее и всепростительнее. Возможны варианты. Например: хитрее, умнее, тоньше. СССР выиграл войну против гитлеровской Германии в том числе и потому, что все наши дела в Восточной Пруссии ни в какое сравнение не идут с немецкими зверствами на русской территории: русский солдат воевал умнее и благороднее. А принцип «вы нам так, а мы вам вдвое» ведет исключительно к обоюдной деградации. И любое нехристианское столкновение заканчивается именно так.

Я это к тому, что подавляющее большинство сегодняшних конфликтов в мире развивается по ветхозаветным, а не по христианским правилам. Христианство учит именно расширению взгляда на мир – жестковыйная ветхозаветность заставляет во всем копировать противника, удесятеряя только мощь ответного удара. Словом, как пел некогда Щербаков: «Считая, что я его должен в гроб свести его же путем».

Иудеохристианский – странное определение, оксюморон, но не все отдают себе в этом отчет. Каким таким оплотом христианской цивилизации на Востоке можно назвать Израиль? Сколько бы ни говорили сегодня израильские блоггеры, наши бывшие соотечественники, о чрезвычайном гуманизме и сдержанности израильского ответа на ливанские зверства – подтекст-то везде один: мы можем еще и не так! И должны бы еще и не так! Израиль уже нанес Ливану гораздо более серьезный ущерб, чем ракеты «Хезболлы» – и полагает его мягким, гуманным, недостаточным. Наверное, из Хайфы все выглядит иначе. Когда идет война – не до логики. Но надо отдавать себе отчет в одном: установка на десятикратное отмщение самоубийственна по определению.

Жуткое чувство испытываешь, читая сегодня сетевые полемики (других-то не осталось). Или ведя эти споры в реальности с теми, кто следит за войной из России. Послушаешь сторонников Ливана, Сирии, Ирана – думаешь: Господи, пусть бы Израиль скорее раздавил гадину! Послушаешь сторонников Израиля – и думаешь, что альтернативная-то гадина побольше будет. Я понимаю, какое количество влиятельных врагов наживу себе этим текстом, но мне, во-первых, не привыкать, а во-вторых – я ведь знаю уже, чем все это кончается. Две уравнивающиеся силы взаимно уничтожаются, а побеждает третья – наиболее циничная, вовсе уже ничего не стесняющаяся. Трудно предположить, как будет эта сила выглядеть на Ближнем Востоке. Ясно одно: она будет хуже и Ливана, и Израиля.

Не нужно ждать от меня рецептов, хотя кое-какие выходы из клинча очевидны всякому. Рецептов не будет, потому что они не нужны. Есть люди, которые никогда и нипочем не примут христианства. Есть целые нации, с которыми оно органически несовместимо. И бессмысленно в этих условиях оперировать христианскими понятиями «правда» и «справедливость». Иногда ведь пишешь не для того, чтобы кого-то осудить или к чему-то призвать. Иногда ограничиваешься констатацией и прогнозом.

Дмитрий БЫКОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №29 (425) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

И это всё о Ней


««« »»»