Наш день в Каннах

Каннский фестиваль закончился, можно подвести некоторые итоги. Федеральное агентство по культуре и кинематографии, гильдия кинопродюсеров и компания «Интерфест» с фанфарами объявили о Великой Победе: программа Каннского кинофестиваля «Все кинематографии мира» в этом году открывалась Днем России.

Видимо, имеется в виду победа над собой – с аналогичными предложениями Дирекция Каннского кинофестиваля, а также различные компании по поручению или без поручения оной дирекции, обращались к Агентству, а ранее – к Министерству культуры России, как и к отечественному продюсерскому сообществу, неоднократно – распродажа мероприятий в период фестиваля ведется круглогодично.

Три года назад предлагали арендовать пляж гостиницы «Мартинез» на весь срок фестиваля, на следующий год – открыть специальный павильон Российского кино в «Международной деревне», и, наконец, в прошлом году – открыть первый выпуск «Всех кинематографий мира» (тогда это почетное место отдали Марокко). Заметим, что я перечисляю только те предложения, которые передавал сам. На самом деле их было значительно больше, и на все следовал отказ.

Думаю, было не только обидно расставаться с деньгами. Главный вопрос – а чем там заниматься все это время? Российские компании и специалисты, действительно работающие на фестивале, делают это, как правило, без какой бы то ни было государственной поддержки, пока официальные делегации, по преимуществу, развлекаются, а для этого павильон, действительно, не нужен.

Поэтому когда какой-то дотошный журналист спросил на пресс-конференции, когда же будет российский павильон, ответ заместителя руководителя Агентства, что это-де дело предпринимателей, а не государства, прозвучал вроде бы логично, если бы не два обстоятельства. Первое – все павильоны «деревни» финансируются из соответствующих бюджетов – их предоставление профессионалам и есть форма государственной поддержки и пропаганды национальной культуры (и бизнеса). И второе – подобного рода павильоны не первый год содержат страны со значительно меньшим объемом кинопроизводства, чем Россия: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, а теперь и бывшие республики Югославии… Видимо, у их представителей не возникает вопроса, а чем там заниматься? Делом…

А вот в документе по Дню России главное место занимает другое. Цитирую:

«19 мая светская жизнь Канн откроется грандиозным Русским Вечером на набережной Круазетт, для чего уже арендован пляж отеля «Мажестик». Ожидается порядка 800 гостей, столы для которых будут накрыты на специальном пирсе, уходящем в море».

Далее перечисляются организаторы этой «невиданной по масштабу» акции. Насчет невиданности масштаба тут сильное преувеличение: в разгар перестройки тогдашний руководитель организации кинопрокатчиков Исмаил Таги-Заде вывез в Канны несколько сотен своих коллег из регионов и организовал на набережной Круазетт целую кавалькаду. Шум был не малый, а смысла, боюсь, столько же, даже со скидкой на пиар, новорусскую безвкусицу и купеческий размах…

Справедливости ради отмечу, что организация приема – условие, выдвинутое Дирекцией Каннского кинофестиваля. И фильмы для показа («Пыль», «Космос как предчувствие», «Девятая рота» и две программы весьма спорных короткометражек) отбирали французы. И они же не взяли ни одной русской картины в конкурс, ограничившись маргинальной с точки зрения нашего начальства лентой Николая Хомерики «977» в программе «Особый взгляд»…

Вот так мы и оказались среди маргиналов «Всех кинематографий мира» рядом с Израилем, Сингапуром, Венесуэлой, Тунисом и прошлогодними Южной Африкой, Шри Ланкой, Филиппинами, Перу, одним словом, по формулировке президента Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, в центре исчезнувшего с кинематографической карты мира «Шестого континента».

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №18 (414) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сиропные слезы
Код конём
Они, я и ЭТО
Так что же на обратной стороне?


««« »»»