Бегство от победы

Ну, думаю, началось! 28 января на киностудии «Мосфильм» прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел». 31 января объявлены номинанты самой престижной кинопремии мира – премии Американской киноакадемии «Оскар». Здесь предвыборная борьба в разгаре. Вероятные и невероятные кандидаты отрабатывают стратегии, привлекают единомышленников, вербуют сторонников и лоббистов. Рекламный бизнес перегревается от напряжения. На кон поставлены потенциальные даже не миллионы, а миллиарды долларов дополнительного дохода для тех, кто завоюет основные награды.

В артистическом мире разного рода премии, конкурсы и голосования растут, как грибы после дождя. Вокруг них постоянно бродят какие-то слухи, они обрастают интригами и скандалами. Причем последних в нашей стране значительно больше, чем там, где эти процедуры получили распространение уже давно. Культура общественной оценки произведений искусства дает брешь за брешью.

Особенно много кривотолков постоянно вызывает выдвижение отечественного фильма на соискание премии «Оскар». Членов российской оскаровской комиссии во главе с самим ГесеромВладимиром Меньшовым – упрекают то в непрофессионализме (в последние годы ни один наш фильм не попадал даже в номинацию из пяти лучших), то в злокозненности («оскароносцы» Меньшов и Михалков якобы делают все, чтобы их ряды не пополнились, выдвигая заведомо бесперспективные фильмы).

Кандидат нынешнего года – скромная и непритязательная ленфильмовская лента «Итальянец» Андрея Кравчука – имел бы немалые шансы пробиться в пятерку сильнейших, но куда девалась группа поддержки? Создается ощущение, что страх не выиграть парализовал волю продюсеров и авторов картины. Документы на выдвижение не были отправлены в Голливуд вовремя, но оскаровской комиссии (тем же Меньшову с Михалковым) удалось добиться, чтобы картину все же приняли к рассмотрению. И вот в маленьком калифорнийском городке Палм Спрингс идет смотр всех кандидатов на премию по разделу лучший не англоязычный фильм года. За каждым из более 50 выдвиженцев – продюсеры, авторы, звезды, прокатчики, все работают на победу. А нашего «Итальянца» нет вообще – «Ленфильм» копию не прислал. Позавидовали успеху ближнего, что ли? Думаю, нет – не верят, что выиграют, и усилий затрачивать не хотят. А ведь уровень конкурентов не такой уж высокий – разные картины считаются «главными» на разных континентах, от политической агитки из Бангладеш до заурядной коммерческой поделки из Франции. Но они все надеются на успех и делают ради этого все возможное. А вот мы – нет.

Что уж там – накануне финального голосования на премию «Золотой Орел» продюсеры и режиссер снимают с конкурса фильм «Солнце», выдвинутый по нескольким номинациям, в том числе и как лучший фильм года. Подчеркну, выдвинутый голосованием тысяч коллег – членов Союза кинематографистов. Главный аргумент – все равно нам ничего не дадут. Это за лучший фильм. Даже если так. А как же быть тем участникам создания картины, которые проходили по другим номинациям? Забыть, что и номинантам полагается денежный приз (не миллионы, конечно, но все же…). Плевать на них?

И вот уже «снимают с конкурса» свои произведения и те, кого никто специально не выдвигал, те, кто боится проиграть с самого начала, а ведь из многих всегда и везде выигрывает только один.

Если «снятие с конкурса» – рекламный трюк, пусть будет. Но мне кажется, что корни болезни глубже: решающим элементом любой кризисной ситуации является страх – страх не выиграть.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №03 (399) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Дорожные стройки уйдут с молотка
«Премьер-Министры» в сериале
DVD-обзор


««« »»»