Праздники Сатаны

Предновогодние недели, включая католическое Рождество, были отмечены премьерой на канале «Россия» телеварианта «Мастера и Маргариты». Рейтинги перевалили за все возможные пределы. По разным оценкам сериал смотрело чуть ли не все взрослое население страны. «Читающая и пишущая публика» прилюдно обсуждала каждую деталь. Работу Владимира Бортко упрекали в буквализме. Досталось и Михаилу Булгакову – в образе Воланда он якобы возвеличил Сталина. Медиатические представители РПЦ сходились на том, что писателем предложено еретическое Евангелие от Лукавого. Зрители с восторгом наблюдали за проделками Дьявола и его подручных…

Кульминацией этого завораживающего ежевечернего зрелища, безусловно, стал Бал Сатаны. Такого количества обнаженного тела, в особенности грудей разных конфигураций, прайм-тайм отечественного телевидения не показывал никогда. Чего ж тут удивляться рейтингам, если то, что до 23 часов не дозволено телевизионным быкам всех мастей (а каналу «Культура» вообще никогда), дозволено Юпитеру (извините, Люциферу).

Первый канал ответил на вызов своего главного конкурента несимметрично, но эффективно – в новогоднюю ночь состоялась премьера «Дневного дозора». В завешанном серыми занавесями фойе киноцентра «Октябрь», символизирующем сумеречную зону романов Сергея Лукьяненко и фильмов Тимура Бекмамбетова, толпа не вполне трезвых идолопоклонников ждала очередной «Черной мессы». Если в «Ночном дозоре» Светлые контролировали беспредел Темных, то в «Дневном», наоборот, Темные следили за соблюдением равновесия между своими – ведьмами, вампирами и оборотнями – и чужими – магами-поклонниками РАО ЕЭС.

Справедливости ради отметим, что, почти по канонам Голливуда времен «холодной войны», «злодеи» выносятся здесь за пределы противоборства Добра и Зла (Светлых и Темных), и представители КГБ и ЦРУ (простите, Тьмы и Света) начинают сотрудничать в борьбе против общего врага за спасение мира. Это подтверждается и новым опусом Лукьяненко «Последний дозор», выход которого из печати был приурочен к премьере фильма.

Надо ли говорить, что темные силы и их творения выглядят на экране значительно интереснее, нежели «положительные герои» (кроме забавного эпизода обмена телами и вытекающей отсюда лесбийской эротики). Ироничный Завулон и черноволосая ведьма, проезжающая на красном автомобиле по фасаду гостиницы «Космос», и прочие аттракционы зла вплоть до колеса обозрения, катящегося по руинам Москвы, по своему эмоциональному воздействию намного превосходят формальный хэппи-энд.

Зенит кассовых сборов этого кровавого зрелища – не менее впечатляющего, чем Бал Сатаны у Булгакова, хотя и не столь культурно респектабельного – пришелся в самый раз на Православное Рождество…

Только в горячечном бреду можно себе представить совещание в Кремле или богослужение в Храме Христа Спасителя, где руководителям Первого и Второго каналов отечественного телевидения Президентом Российской Федерации или Патриархом Всея Руси было бы дано указание устроить на рождественские и новогодние праздники всенародный Бал Сатаны и Шабаш ведьм, вампиров и вурдалаков. Скорее наоборот, по всем законам нынешнего квазиофициального варианта Православия, Самодержавия и Народности, на праздники должно было царить повсеместное благочестие и невинные детские забавы.

Видимо, господствующие общественные настроения у нас совершенно не соответствуют декларируемым постулатам, либо… соответствующее совещание было проведено в Преисподней и данные там указания выполнены с большей готовностью, нежели очередные решения Совета по культуре при Президенте России.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №02 (398) за 2006 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Евгений Фридлянд подает на «Премьеров» в суд за клевету
Поэт Вулых и вечный стих
«Премьеры» полны энергии
Подарит поклонникам по «Чемодану»
Порорыв «Великой горы»
Не даст зрителям передышки


««« »»»