Есть только мертвые и живые

О военной драме Федора Бондарчука “Девятая рота” (Россия – Украина – Финляндия, 2005) не писал только ленивый. Пришел и наш черед высказаться. В ролях – Александр Баширов, Федор Бондарчук, Андрей Краско, Константин Крюков, Александр Лыков, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Ирина Рахманова, Алексей Серебряков, Артур Смольянинов, Алексей Чадов.

Осенним призывом 1987 года несколько красноярских парней попадают служить в Войска Дяди Васи (ВДВ – Воздушно-десантные войска. – Ред.). Студент-филолог по прозвищу Воробей, бывший детдомовец Лютый, художник Джоконда, простые сибирские ребята Стас, Чугун, Рябоконь сформированы в команду, предназначенную для отправки в ОКСВ (Ограниченный контингент советских войск. – Ред.), проще – в Афган. Но прежде им предстоит трехмесячная служба в учебке, где любить Родину и быть людьми, то есть гордостью десанта, их научит старший прапорщик Дыгало. Принципы у контуженного прапорщика простые: на войне здоровых и больных нет, а есть только живые и мертвые. Прибыв в Афганистан, молодые солдаты поступают в распоряжение прапорщика Хохла, командира девятой роты – самого лихого подразделения полка, личный состав которого – “огонь-ребята, и все, как один, отличники”. Вскоре роте ставят боевую задачу: занять и удерживать высоту 3234, прикрывая армейскую колонну. Солдаты в блиндаже встречают новый, 1989 год, еще не зная, что советские войска покидают Афганистан, а их всех судьба уже поделила на живых и мертвых.

Первая серьезная режиссерская работа Федора Бондарчука является этапной не только в его жизни, но и в истории нового российского кинематографа. Это первая и достаточно удачная попытка создать серьезный современный блокбастер об армии, совместить советские традиции героического военного кино и голливудской зрелищности. Возможно, картина не сравнима по глубине с “Они сражались за Родину” и многими другими советскими фильмами, не дотягивает по профессиональной выверенности до “Апокалипсиса сегодня” и “Взвода”, но в целом эффектна и органична. Главное достоинство фильма – невероятно красивые съемки: великолепно подобранные краски как бы делают кадр уже несущим эмоциональную и духовную нагрузку.

Большая часть актеров отлично справляется с ролями – особо можно выделить Алексея Чадова в непростом амплуа “интеллигентного мальчика на войне”, Константина Крюкова – художника, воспринимающего войну эстетически, как бы альтер эго создателей фильма. Прекрасные эпизоды сыграны Александром Лыковым (близорукий майор-подрывник) и Алексеем Серебряковым (капитан-разведчик, своеобразный Лоуренс Аравийский). Блестяще сыгран Александром Башировым прапорщик Помидор – единственное стопроцентное попадание в образ, от которого так и дышит подлинным трагикомизмом настоящей армейской службы. Прапорщик Хохол для Бондарчука-актера работа также этапная, пока Федор больше ассоциировался у зрителя с образом нового русского с репликой “не понял?!” Михаилу Пореченкову в этом году дважды довелось сыграть офицера, контуженного в Афганистане (великолепный фильм Андрея Прошкина “Солдатский декамерон”). К сожалению, образ старшего прапорщика Дыгало не отнесешь к удачным. Он слишком истеричен, все время орет. Это не только не соответствует правде жизни, но и в целом неубедительно.

Между тем истеричность и гиперэмоциональность вообще характерна для “Девятой роты”. Все время герои кричат и плачут, даже в перестрелке и перед смертью. Темп в картине взят слишком резвый, в результате чего драматургически грамотно решенная сцена гибели Воробья и отчаянной контратаки десантников совершенно не вызывает должного катарсиса, все слишком суетливо, даже появление “бога из машины” всех войн – вертолетов Ми-24. В целом картина сделана как в меру пафосная героическая сага, не претендующая на детальную достоверность, а такого рода недочетов в ней масса, начиная с призывников, открыто пьющих водку прямо на сборном пункте, отсутствия сержантов в учебке, хода боевых операций, массы бытовых моментов и многого другого, что невольно разочаровывает реально служивших в Советской Армии людей. Глинобитные мазанки кишлака взрываются под ударами “Града” как бочки с бензином – ну, это в угоду голливудским стандартам зрелищности – ошибка малозначительная.

Лучшим эпизодом фильма стали сцены отправки десантников к месту службы на АН-24, прибытия на афганский аэродром и авиакатастрофы. Съемки не только фантастически красивы, но и несут глубокую смысловую нагрузку, буквально до костей пробирая метафизическим предчувствием грядущих трагических событий.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Премьер-Министр» с новым кабинетом
Браво, Аннушка!
Теннис большой – это хорошо
Профи и VIP
Сольный полет Жанны Фриске


««« »»»