Профи и VIP

Первый юбилейный вечер в честь Майи Плисецкой в Новинском пассаже. Причудливая смесь почти домашней обстановки с великосветским раутом. Традиционное сочетание искренних чувств, игры на аудиторию (в том числе потенциальную, телевизионную) и рекламного паразитирования на славе «звезды»…

И вот появляется Майя Михайловна. На маленькой сцене она делает всего лишь несколько «жестов» (и в балетном, и в философском смысле слова), и я поражен… Нет, не гениальностью – это вещь уникальная и редкая, все знают, что Плисецкая – гений, поражен профессионализмом. Героиня вечера выходит на подмостки не как балерина, не на спектакль, а как юбиляр, в ответ на приветствия, и тут же автоматически «собирается», и каждое движение превращается в «па», каждая позиция «говорит», хотя и делается это в шутливом режиме игры со «своей» аудиторией. Все столь естественно и непринужденно, что на миг забываешь, что за этим стоит, а стоят, конечно же, изнуряющие репетиции, режим, железная самодисциплина и работа, работа, работа… Стоит профессия.

Через какое-то время на сцене появляется танцевальный ансамбль. В первом ряду – молодые балерины, уже профессионалки – точеные фигуры, отработанные жесты, внутреннее напряжение и, очевидно, честолюбие, без которого артистами не становятся. И ловишь себя на мысли, что «плох тот солдат, который не хочет стать генералом», что, быть может, траектория полета, которую змей-искуситель безусловно прочерчивает в каждой из очаровательных головок, станет реальностью, и засверкает новая звезда.

А пока убеленные сединами свидетели вспоминают о тех временах, когда звезда Плисецкой всходила в созвездие Ольги Лепешинской и Галины Улановой.

Профессионализм – не удел гениев, а необходимое условие существования в творчестве (по крайней мере, в большинстве его художественных разновидностей). А в некоторых случаях – и гарантия выживания. В зале Новинского пассажа лишь раз прозвучали аплодисменты, соизмеримые с овацией в часть Майи Плисецкой. Их удостоилась воздушная гимнастка, совершавшая чудеса под потолком на трапеции. Она работала со страховкой. Поэтому в восприятии зрителей не было болезненного оттенка страха и ужаса – это было искреннее восхищение артистизмом и профессионализмом юного дарования.

И тут закралась в голову крамольная мысль: если у нас работают такие профессионалы (на всех уровнях славы и всех возрастов), почему у нас порой так непрофессионально «руководят» культурой? Почему не учитывают особенности творческого труда, почему в коридорах власти от искусства требуют экономической эффективности там, где, по определению, ее быть не может и не должно? В результате интеллигентные и неглупые люди, справедливо отстаивая право на государственную поддержку классической музыки, вынуждены прибегать к идиотской аргументации, утверждая (ложь во спасение), что «есть прямая связь: чем меньше классического искусства в стране, тем ниже уровень ее жизни» («Российская газета», 12.11.2005)…

В одном из общественных туалетов Министерства культуры и массовых коммуникаций недавно появилось нововведение: замочек на одной из дверей с надписью VIP. VIP, надо так полагать, – чиновник, управляющий культурой. Профессионалам вход воспрещен.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

P.S. Пока статья готовилась к печати, надпись в туалете кто-то предусмотрительно стер. Правда, не совсем. А запертый замочек остался.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №45 (391) за 2005 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Премьер-Министр» с новым кабинетом
Браво, Аннушка!
Теннис большой – это хорошо
Сольный полет Жанны Фриске
Есть только мертвые и живые


««« »»»