Прически бюджета

Помнится, герой одного из произведений Ги де Мопассана был потрясен, когда дама, со страстью ответив на неожиданный и намеренно вызывающий поцелуй, упрекнула его лишь в том, что он испортил ей прическу. Героя возмутила аморальность женской натуры. Произведение, если мне не изменяет память, заканчивалось констатацией: “Сколько женщин можно было бы соблазнить, если в момент поцелуя не забывать о прическе!”

Причудливое взаимодействие между прической и поцелуем всплыло в памяти в ходе обсуждения проекта очередной федеральной целевой программы: председатель, зачитав соответствующую инструкцию, имел неосторожность признаться:

– Кто знает технологию составления документа, тот и получает деньги. Остальное не имеет значения.

Под “остальным” разумеется содержание проекта. Он несколько преувеличил – и содержание тоже должно сводиться к дежурным (и лишенным реального смысла) формулам типа “повышение благосостояния народа” или “создание положительного образа России”, в равной степени действительных завтра, сегодня, вчера, позавчера и так вплоть до года создания Государства Российского.

Использование ключевых формул при требовании бюджетных денег подобно религиозным песнопениям, обращенным (нередко с той же целью) к господу Богу. Не знаю, как на это реагирует Всевышний, но земные власти (далеко не только у нас) испытывают явное пристрастие к общим местам.

Зарубежные фонды, да и богатая Европейская комиссия (а заодно и Всемирный банк, и Европейский банк реконструкции и развития) явно питают слабость к некоторым общепринятым нелепостям. Не буду комментировать стереотипы макроэкономики или промышленного развития. Приведу лишь примеры из лучше известной мне гуманитарной сферы. Для соблазнения зарубежного фонда, как правило, достаточно ссылки на мифическое “формирование гражданского общества” или “поддержку культурного многообразия”, для отечественного – эффективнее “духовное возрождение России” или “повышение культурного уровня населения”. Формулировки такого типа уважающий себя специалист употреблять не станет. Поэтому не уважающим проще.

Далее по технологии (уже экономической, а не идеологической) следует создать иллюзию роста по всем основным показателям, даже если объективные тенденции неумолимо ведут к снижению, скажем, количества читателей в контексте бурного роста числа зрителей, или посещений концертов при распространении радио и звукозаписи, или уровня грамотности при наличии компьютерной проверки орфографии… Следование правилам (а не следуя им, ни копейки не получишь) в этих условиях ведет не только к бессмысленной тавтологии (это еще полбеды), но и к чудовищным искажениям реального процесса и, боюсь, к ущербной картине мироздания, которой руководствуются “верхи” при принятии всем известных бессмысленных решений. Процесс соблазнения правительств мира по им же установленным “парикмахерским” правилам небезопасен для них самих.

Возврат к реальности – а он рано или поздно неизбежен – оборачивается кризисом основных декларируемых ценностей. Так были отвергнуты проекты Европейской конституции, с одной стороны, и монетизации льгот (краеугольный камень нашей нынешней экономической политики), с другой. Так на наших глазах рушится некогда непререкаемый авторитет Международного валютного фонда…

При этом бюрократический процесс размножения инструкций продолжается. Призрак сопутствующего сокращения бюджетных ассигнований напоминает другой “парикмахерский” анекдот уже не из французского, а из нашего советского прошлого. Армянское радио спрашивают:

– Можно ли сделать мини-юбки еще короче?

Ответ:

– Да, если подумать о прическе.

Кирилл РАЗЛОГОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»