«Алиса» – «Синий предел»

Героика и печаль синего предела

Недолго осталось дожидаться нового полноценного альбома «Алисы» под названием «Изгой». Заранее можно предположить, что будет он очень серьезным: Константину Кинчеву недосуг размениваться на шуточки, ибо он несет Слово. Дурного в этом ничего нет, ведь «Алиса» до сих пор умеет быть убедительной, даже размышляя о вещах, о которых «поколению MTV» подумать просто некогда. Ну да не будем бежать впереди паровоза, поскольку сегодня речь не об альбоме, который мало кто слышал, а о сингле «Синий предел», ставшем для поклонников Кинчева доброй весточкой из будущего.

На релизе, состоявшемся за месяц до выпуска большой пластинки, «Алиса» позволила себе быть строгой, но не концептуальной. На «Синем пределе» нет единой идеи, здесь использованы песни других авторов – и думается, что если на номерном «Изгое» номера Кинчева не будут представлять собой единый монолит, то это пойдет диску только на пользу. Мало кто умеет быть настолько разным, как «Алиса» на трех треках данного сингла. И уж совсем в единичных случаях разнообразие подачи сопровождается равной убедительностью всех прозвучавших приемов.

Открывающая сингл песня «Изгой», впрочем, совершенно традиционная для Константина Кинчева. Что совершенно не отменяет ее грядущую счастливую концертную судьбу: боевик в жесткой аранжировке, отчасти позаимствованной у «Металлики», обладает всеми родовыми признаками «алисовского» хита – героической музыкой, образным текстом и невероятной харизматичностью. При прослушивании абсолютно против воли перед глазами встает образ Константина Евгеньевича во время сценического исполнения данной песни: все его движения можно предугадать заранее, и подобные игры с воображением должны заметно поднимать настроение любому «алисоману».

Второй трек «Ночь» стартует с богатырских уханий К.Кинчева, заставляющих вспомнить о временах псевдоязыческого неофолкового концертника «Шабаш». Как ни удивительно, уханья совершенно не противоречат сопровождающим их «пострамштайновским» электронно-индустриальным звукам. Вскоре эти небанальные шумы превращаются в первый куплет известной песни группы «Пикник». Сравнивать вокальную манеру Кинчева с отстраненно скрипучими руладами Эдмунда Шклярского до крайности занятно. Ясно, что «пикниковскую» холодность, от которой тепло только понимающим, лидер «Алисы» разносит в щепки: он предлагает подачу густую, глубокую, едва ли не по-эстрадному доходчивую, а, начиная с фразы «он проходит стороной», Кинчев авторизует композицию до такой степени, что непосвященный ни в жисть не догадается о том, что ее, в общем-то, сочинил другой человек. В принципе эта запись пошла на пользу и группе «Алиса», и песне «Ночь» – вывод о взаимопроникновении культур предлагаю вам сделать самостоятельно.

В заглавной песне сингла это взаимопроникновение только усиливается. «Синий предел» Константин Кинчев написал на основе известной мелодии Алексея Рыбникова, добавив к ней своих композиторских идей и собственно текст. Можно цинично назвать факт появления данного произведения отработкой Кинчевым нашумевшей благодарности от ВМФ, но мы этого делать не будем. Потому что с помощью Рыбникова «Алиса» сделала очень красивую песню о море и моряках, умудрившись совместить в ней и героику, и печаль. «Если преданность женщин и верность друзей – это все, что у тебя есть, значит, ты с детства хорошими песнями жил», – Кинчев не боится быть наивным в этом треке, чье ностальгическое настроение тонко перекликается с картинкой на обложке диска. Точнее, картиной, потому что впечатляющая кавер-марина имеет очень мало общего с современными тенденциями обложечного дизайна компьютерного происхождения.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Детсад «Кавказ»
Сериалы жизни
Сюрпризы для любителей джаза


««« »»»