Ни для кого не секрет, что в России экстремальные развлечения вроде гонок на выживание исключительно популярны. Известно и то, что мероприятия подобного рода стоят немалых денег: один специально оборудованный джип, от которого в конце пути ничего не останется, может потянуть на полмиллиона условных единиц. Итак, спонсоры теряют деньги, а участники рискуют потерять здоровье или жизнь.
Спрашивается, где выигрыш?
Ответить на этот вопрос взялся антиэкстремал Дмитрий БЫКОВ.
Слово «extreme» применительно к новорусским экстремальным развлечениям вроде гонок на джипах по пустыне или охоты на медведя с дартсом я предпочитаю писать так: ex-trim. Что в переводе означает побывавшую в употреблении и вдобавок потрепанную декорацию витрины, устаревшую бижутерию, потасканный наряд с блестками.
Настоящие мужчины играют в настоящее «мужчинство» потому, что быть мужчинами им больше негде. Только на мотоцикле, на парашюте или на эксклюзивно дорогой фотомодели с непредсказуемым нравом и столь же непредсказуемым будущим.
Человеку, жаждущему экстрима, приятно преодолевать себя. Но делает он это, как правило, для того, чтобы кому-то об этом рассказать и тем закрепить факт своего доминирования. Вот, я преодолел и то, и это, и здесь оставил жирный отпечаток своего копыта, и оттого мое доминирование над миром окончательно укрепилось! Высоты, глубины, пороки – все покорилось мне. Суть феномена в доминировании.
Люди, ищущие «остроты», чаще всего ищут ее не для себя, а для демонстрации окружающим, потому что интеллект у них, как правило, не такой, чтобы осмыслить только что пережитый экзистенциальный опыт. Кстати, весь этот опыт – то есть пребывание в пограничной ситуации – опять-таки сводится к тому, как ничтожны все самоутешения перед лицом смерти, как неотвратим конец, как жалок человек и как, Господи, хочется жить после чудесно полученной отсрочки.
Вообще поза пресыщенных ценителей острых ощущений очень распространена в России. Те, у кого «жизнь удалась», очень любят порассуждать о том, что все уже было. И лица у них становятся такие горько-умудренные, как будто само наличие опыта уже приподнимает их над массой простых смертных. Особенно трогательно смотрится их представление о собственном всемогуществе. Они ведь действительно думают, что могут все. И теперь для констатации этого факта им надо еще прыгнуть с «Тарзана». Желательно – затянув петлю на шее для остроты чувств.
Им и вправду кажется – так они во всяком случае сами это объясняют, – что в их жизни все уже было. Наступило пресыщение. «Я царь земных царей и царь Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе!» Все, что ни есть на небе и на земле, уже превзойдено. Горные лыжи в Куршевеле, прием в Кремле у Путина или специального Человека Из Администрации, ответственного за благотворительные пожертвования на молодежные организации, и даже стрелка с солнцевскими или тамбовскими в кафе на обочине МКАД, под прицелами вороненых зрачков, – все, решительно все. Осталась экзотика, только она еще будоражит кровь: гонки на суперджипах, прыжок с инструктором с моста через Босфор, проезд на мотоцикле по монорельсу, проложенному между двумя небоскребами-близнецами, и секс без предохранения с официанткой из Твери.
И вправду: то, через что у нас приходится пройти, чтобы преуспеть, никаким отдыхом не компенсируешь. Только экстримом, после которого все воспоминания из головы вылетают. И остается одно – животная радость.
Жив!!! Какой ни есть, а живой.
Этим искупается все.
Фото Андрея ХОРЬКОВА.
Полностью материал Д.Быкова “Бывший трим” опубликован в журнале “Fly & Drive” – октябрь 2005 г. (издатель Евгений Ю.Додолев).