Крылатое выражение (слова народные, музыка народная) «вешать лапшу на уши» получило широкое хождение и в быту, и в политике. В последнем случае комментаторы чаще всего имеют в виду организованную «сверху» дезинформацию «народа», главным образом, по телевизионным каналам. Мне кажется, что «зло» в данном случае сильно преувеличено – у массы населения давно, еще в советскую эпоху, было выработано противоядие воздействию официальной пропаганды. Люди (думаю, не только у нас) скорее доверяют «сарафанному радио» или вездесущей ОГГ (Одна Гражданка Говорила).
Значительно меньше внимания обращается на систему профессиональной дезинформации вышестоящих инстанций, органов, а, в конечном счете, – людей, принимающих управленческие решения, влияющие на глобальные или локальные социокультурные процессы. Рискну предположить, что чем выше занимаемый пост, тем больше «лапши» тебе вешают на уши. Отсюда и столь частые управленческие ляпы, идиотизм которых виден невооруженным глазом и слышен не завешанным лапшой ухом.
Четверть века назад на меня неизгладимое (по молодости) впечатление произвела беседа с только что назначенным председателем «Совэкспортфильма» Олегом Рудневым (ныне покойным). Известный сценарист и импозантный мужчина, он долго объяснял мне, что Голливуд ужасно боится экспансии советского кино в Америке и поэтому всячески препятствует проникновению наших фильмов в США. Если бы я не знал, что реально наше присутствие на американских экранах неуклонно стремится к абсолютному нулю (доля всех неанглоязычных фильмов там и до сих пор не превышает двух процентов), то я мог бы и поверить этой легенде.
Тут-то мне и пришла в голову крамольная мысль, что любой высокопоставленный чиновник, имеющий, в лучшем случае, весьма туманные представления о культуре и кинематографии (скажем, в те годы Секретарь ЦК КПСС, ныне – член Правительства или представитель администрации Президента), наверняка принимает причитания уважаемого творца с хорошо поставленным голосом за чистую монету и подписывает соответствующие «судьбоносные» бумаги.
Или совсем недавний пример. Только что назначенный исполнительный директор Московского международного кинофестиваля пытался убедить меня, что нам не нужно приглашать западных продюсеров, поскольку на недавно организованный Industry Office уже едут 100 человек. На поверку оказалось, что всего зарегистрировано 30 участников (цифра 100 появилась потому, что от каждой фирмы могут приехать по два делегата), из них 8 иностранцев, в том числе 2 или 3 из «дальнего зарубежья».
Тут-то и обнаруживается принципиальное отличие «лапши» от естественного (и в политике, и бизнесе) стремления приукрасить реальность в своих интересах. Любая докладная записка (да и любая статистика) содержит искажения в пользу составителя. Но эти искажения, как правило, находятся в диапазоне от 5 до 50 процентов по отношению к реальным показателям. В случаях «лапши» мы имеем дело с превышением в несколько десятков, а то и сотен раз, с информацией, которая заведомо не имеет ничего общего с реальностью.
Думаю, что лапша вешается на уши начальству не только, и даже не столько в сфере культуры, сколько во всех остальных областях. Джордж Оруэлл в своем бессмертном романе «1984», помнится, писал, что по официальным данным обуви было произведено меньше запланированного количества, а на самом деле – не произведено вовсе. Современный человек живет в мире мифологем, генерируемых СМИ, и умеет с этим справляться. Значительно хуже обстоит дело с докладными записками и «секретными» документами. Доверяющий им чиновник рискует «сесть в лужу» и, что значительно хуже, потянуть за собой главу Правительства или государства, во всяком случае, если судить по монетизации льгот или административной реформе.
Кирилл РАЗЛОГОВ.