Кредиты для населения становятся доступнее

Потребительское кредитование в России растет небывалыми темпами. Так, по итогам 2004 года объем рынка потребительского кредитования вырос почти вдвое по сравнению с 2003 годом и достиг 535,8 млрд. рублей. За первый квартал 2005 года эта цифра составила уже 668,7 млрд. рублей. Конкуренция в банковском бизнесе сейчас обострена и продолжает увеличиваться. Кредитные учреждения остро реагируют на складывающуюся конъюнктуру рынка и отвечают универсализацией своей деятельности.

Активно развивают экспресс-кредитование Сбербанк и «Русский стандарт». Показательно, что, например, в структуре Сбербанка планируется создать специальную территориально-распределенную информационную структуру. Ее основной задачей станет максимальная автоматизация процесса выдачи потребительских кредитов. Первые пункты появятся в московских супермаркетах «Мосмарт», «Крокус-сити» и «Ашан». Все они будут оснащены системой, которая предназначена для автоматизированной обработки документов на оформление потребительских кредитов. Весь процесс оформления займет не более 40 минут, а в дальнейшем этот срок планируется сократить до 25 минут. В случае успешного завершения проекта Сбербанк намерен открыть собственные центры экспресс-кредитования в большей части крупных торговых центров на всей территории страны.

Перенос крупнейшим в России кредитором физических лиц акцента на экспресс-кредитование понятен. Маркетинговые исследования показывают, что большинство потребительских кредитов оформляются в магазинах. Как следует из результатов опроса, решающим фактором при выборе магазина для большинства жителей Москвы и Санкт-Петербурга (60%) стала возможность оформить кредит прямо на месте покупки. Лишь около четверти респондентов обратились за этим в банк. Сегодня Сбербанк предлагает более низкие процентные ставки, что делает его лидером кредитования.

В прошлом году Сбербанк увеличил портфель розничных кредитов более чем в два раза – с 123,4 млрд. до 266,3 млрд. рублей, выдав 43% всех займов, в то время как вся банковская система – с 299,7 до 618,9 млрд. рублей.

Но, несмотря на эти показатели, требуется все больше усилий, чтобы удержать завоеванные позиции и продолжать двигаться дальше. Сейчас в сфере экспресс-кредитования в России действуют более 300 банков, и конкурентная борьба с каждым годом становится все острей. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем на российском рынке потребительского кредитования будут доминировать иностранцы.

Поэтому планы Сбербанка по развитию экспресс-кредитования вполне обоснованы. Причем он не намерен ограничиться только этим. Банк планирует до конца нынешнего года приступить к выпуску кредитных карт, дающих возможность их владельцам брать у него деньги в долг. По словам директора управления банковских карт Сбербанка Андрея Соболева, «относительно кредитных карт планы самые серьезные на ближайшее время». Он отметил, что для выпуска полномасштабных карт предстоит еще немало сделать. Так, Сбербанк разрабатывает новые подходы определения платежеспособности клиентов. Для этого будут использоваться скоринговые системы. Директор управления также отметил, что для запуска кредитной карты «необходима нормальная работа колцентра». Сейчас возможности телефонного центра Сбербанка не удовлетворяют руководство. Кроме того, банкоматы, и в первую очередь в Москве, будут переоборудованы на прием наличных денег.

Судя по последним шагам Сбербанка, он намерен всерьез и надолго стать лидером экспресс-кредитования. Если иметь в виду разветвленную филиальную сеть Сбербанка, широкий спектр кредитных продуктов, предлагаемых им населению, и огромный опыт розничного кредитора, то можно не сомневаться, что он еще более укрепит свои позиции. Возможно, какие-то банки и проиграют в этой гонке, но потребитель только выиграет.

Андрей КОМАРОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Люся Марковна, стоп!
Родная кровь


««« »»»