Он сказал: «Поехали!» и махнул рукой

На российские экраны вышел фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие» (Россия, 2005), который завоевал Главный приз XXVII Московского международного кинофестиваля – статуэтку «Золотой Георгий». В ролях: Евгений Миронов (на фото), Елена Лядова, Ирина Пегова, Евгений Цыганов и др.

Маленький приморский городок эпохи 50-х. Только что был запущен первый советский спутник, и его далекий свет пытаются разглядеть в ночном небе простые советские граждане. Ресторанный повар Виктор Коньков по прозвищу Конек (Миронов) носит летный шлем, ездит по городу на велосипеде, крутит роман с официанткой (Пегова) и увлекается боксом. Встреча в спортзале с загадочным Германом (Цыганов) полностью меняет его незатейливую провинциальную жизнь. Новый знакомый одинок, крут и усат, живет в крохотной комнатке в общаге и мечтает переметнуться на Запад. Он счастливый обладатель импортного приемника, из которого звучат англоязычные песни вечным напоминанием о том, что за океаном своим ходом идет совершенно иная жизнь. Заграничные лайнеры, приходящие в порт, манят запретными огнями в зимнее море. Конек и Герман тренируются в заплывах: уставший Герман от безысходной тоски по свободе, наивный Конек из любви к другу, которым он абсолютно заворожен. Однажды Герман признается Коньку, что он один из засекреченных, которых в стране всего десять, и лучший из них полетит в космос на прекрасной серебристой ракете навстречу новым, более желанным звездам. Конек верит.

Есть такая категория фильмов – «о беспросветности провинциального бытия», и новая работа Алексея Учителя как раз об этом. Точная бытовая зарисовка глухомани (как внешней, так и внутренней) – той самой, на которую больно смотреть и которая за двадцать километров от Москвы жива и поныне независимо от эпохи, – без дураков, тяготит не на шутку. Нехитрые развлечения обитателей великой страны: посидеть в затрапезной пивной, сводить девушек на аттракционы в парк, позажиматься тайком в темноте одинаковы в любое время и в любом месте – и в социалистическом мире, и в мире свободного капитала. И здесь очень важно понимать другое. Дело вовсе не в политическом подтексте картины – тогда было ничего нельзя, сегодня можно все. Мир устроен так и никак по-другому, и именно от этого всегда стремились прочь герои – неважно, будь это отечественная картина «Облако-рай» или американская «На восток от Эдема». Потому неудивительным кажется то, что в этом кино (автор сценария – Александр Миндадзе) неожиданно оказались ощутимы настроения романов Дмитрия Быкова: его герои в своем роде так же мучительно ощущали невозможность преодолеть земное притяжение, как и потерянные персонажи «Космоса». Те же, кто чувствовал космос внутри, всегда рисковали плохо кончить. В данном случае – забыться навсегда в холодных волнах.

И все же… Алексей Учитель слишком явно ориентировался на Запад, создавая долгие, холодные и, надо признать, действительно красивые планы в стиле режиссера Звягинцева, которые явно придутся по душе заокеанским коллегам. Эта, сразу же бросающаяся в глаза, авторская позиция не позволила отнестись к героям, отлично сыгранным звездным ансамблем, с должной степенью сочувствия, а случайная встреча простодушного Конька с будущим космонавтом Юрием Гагариным вызвала крайне странные противоречивые чувства. Сама тематика картины подразумевает некую конъюнктуру: у них любят смотреть на тоскующую по иностранным огням страну в период диктатуры, не переставая помнить, кто при этом выиграл в холодной войне.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Олигофрения в современном шоу-бизнесе
Ордена получили актеры и музыканты
Алла Пугачева и другие звезды
У «Южных ночей» – юбилей
Веник в колготках, или Как жить умеючи
Чепуха на постном масле


««« »»»