«Настройщик»: дорогая Анна Сергеевна

В российский прокат вышел фильм «Настройщик» (Россия – Украина, 2004). Режиссер – Кира Муратова (на фото), в ролях – Георгий Делиев, Алла Демидова, Рената Литвинова, Нина Русланова и др.

Настройщик роялей Андрей (Делиев) бродит по городу в поисках работы, живет в неприметной мансарде и взаимно влюблен в избалованную эксцентричную дочь богатых родителей Лину (Литвинова). Скудный, непостоянный заработок не позволяет герою содержать свою любимую достойным образом – манерная девушка постоянно хочет денег. Случайно попав в дом богатой пожилой леди Анны Сергеевны (Демидова), очаровав даму и ее несчастную в любви подругу Любу (Русланова), настройщик начинает посещать женщин все чаще и чаще. Постепенно, в задушевных беседах о музыке, склерозе и животных, среди антиквариата и блеска драгоценных перстней и серег рождается виртуозный план ограбления старушек.

Этот фильм – вольная адаптация к современности детективных сюжетов писателя начала ХХ века Аркадия Кошко и, пожалуй, самый совершенный фильм одной из главных фигур отечественного арт-хауса Киры Муратовой. Кроме того, это нечастый по нашим дням актерский бенефис, в котором непринужденно сочетается, казалось бы, несочетаемое: высший пилотаж старой отечественной актерской школы и совершенное мастерство непрофессиональных лицедейских работ. Алла Демидова, давно не игравшая ничего равноценного этой роли, все экранное время фактически гениально взаимодействует не только с людьми, но и с собственной собачкой – пекинесом Микки, получившим роль у Муратовой по требовательному настоянию актрисы. Нина Русланова в очередной раз подтвердила тот факт, что актрису органичнее трудно вспомнить, и не только в современном кино. Тем занимательнее на фоне великих женщин выглядит Георгий Делиев, нисколько не уступающий им в создании далеко не однозначного образа своего героя.

О Ренате Литвиновой отдельный разговор. Помимо того, что она поразительно хороша в формате ч/б, именно благодаря этой роли становится ясно одно – Литвинову нужно снимать только в комедии, преимущественно оградив ее при этом от собственных монологов. Несмотря на то, что временами возникает стойкое ощущение того, что актриса пародирует интонации Максима Галкина, пародирующего ее саму, эта роль свидетельствует: Литвинова умеет не только быть в кадре самой собой, но и временами проявлять отдельный от собственного имиджа драматический талант.

Современная Одесса, выступающая фоном для действия, кажется, существует вне времени благодаря махровой контрастности черно-белой пленки – в тонах, в которых Муратова чувствует себя как рыба в воде. Изумительный в своей изобретательности видеоряд ни на секунду не изменяет высочайшему внутреннему режиссерскому вкусу. Атрибуты нашего времени (мобильники, компьютеры и проч.), с помощью которых осуществляется афера, – не более чем средство перенести задумки Аркадия Кошко в наши дни. При всем этом, интонации «Настройщика» абсолютно актуальны.

Именно благодаря таланту Муратовой все два с половиной часа, пока длится фильм, внимание зрителя не ослабевает ни на минуту. И дело не только в «химии», которая возникает между актерами в каком-то сверхъестественном трепете. Просто в данном случае зритель сталкивается с универсальным кино, в котором сквозь потрясающий юмор (порой невинный, как детство, порой жестокий, как точное попадание в жизнь) проступает единственно верный, объективный приговор действительности.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Говорят, я был забавен
“Камни” катятся в лето
Подарок для Пугачёвой
Звёзды рока на фестивале байкеров
Gabin – «Mr. Freedom»
Бешеные бабки из мультика


««« »»»